СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей ДОУ «Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей ДОУ «Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы?»»

Консультация для воспитателей ДОУ «Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы?»     Кундылева Ирина Анатольевна Учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 352 г. о. Донецк» ДНР г. Донецк, ДНР

Консультация для воспитателей ДОУ

«Как спланировать и провести занятие

по чтению художественной литературы?»

Кундылева Ирина Анатольевна

Учитель-логопед

ГКДОУ «Детский сад № 352 г. о. Донецк» ДНР

г. Донецк, ДНР

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ № п/п Вид занятия 1 Тип занятия Чтение и рассказывание сказок, литературных произведений 2 Фронтальное (со всей группой) Чтение рассказов морально-этической, юмористической направленности. 3 4 Заучивание стихотворений - 1 раз в месяц Фронтальное; подгрупповое Фронтальное;  индивидуальное Этические беседы 5 Фронтальное; индивидуальное Обобщающие, итоговые беседы (о писателях, любимых героях (старшая, подготовительная группа) 6 Фронтальное Игры-драматизации по сюжетам знакомых литературных произведений Фронтальное; подгрупповое

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ

п/п

Вид занятия

1

Тип занятия

Чтение и рассказывание сказок, литературных произведений

2

Фронтальное

(со всей группой)

Чтение рассказов морально-этической, юмористической направленности.

3

4

Заучивание стихотворений -

1 раз в месяц

Фронтальное; подгрупповое

Фронтальное;

индивидуальное

Этические беседы

5

Фронтальное;

индивидуальное

Обобщающие, итоговые беседы

(о писателях, любимых героях

(старшая, подготовительная группа)

6

Фронтальное

Игры-драматизации по сюжетам знакомых литературных произведений

Фронтальное; подгрупповое

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ 1. Чтение или рассказывание одного произведения.  2. Чтение нескольких произведений, объединенной единой тематикой: чтение рассказов о жизни животных, стихов о весне и т.д., (принцип тематического объединения).  3. Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенной единой тематикой: чтение рассказов о жизни животных, стихов о весне и т.д., (принцип тематического объединения).
  • 3. Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
        ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Подготовка к работе включает следующие моменты: обоснованный выбор произведения с учётом возраста детей;  текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года; выбор методов работы с книгой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Подготовка к работе включает следующие моменты:

  • обоснованный выбор произведения с учётом возраста детей;
  • текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года;
  • выбор методов работы с книгой.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ  К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1 . Провести литературный анализ художественного текста:  понять основной замысел автора, ключевую идею и уметь донести детям; характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, чтобы обеспечить правильное и чёткое восприятие. 2. Тренировочное чтение вслух: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (тон, интонация, логические паузы, хорошая дикция);

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1 . Провести литературный анализ художественного текста:

  • понять основной замысел автора, ключевую идею и уметь донести детям;
  • характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, чтобы обеспечить правильное и чёткое восприятие.

2. Тренировочное чтение вслух:

  • овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (тон, интонация, логические паузы, хорошая дикция);
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ  К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 3. Выучить наизусть (малые формы фольклора, стихотворения). 4. В календарном плане отразить: программное содержание занятия, речевую работу, материал и план занятия. В плане занятия спланировать кратко структуру занятия, записать проблемные и поисковые вопросы по литературному произведению.

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3. Выучить наизусть (малые формы фольклора, стихотворения).

4. В календарном плане отразить: программное содержание занятия, речевую работу, материал и план занятия. В плане занятия спланировать кратко структуру занятия, записать проблемные и поисковые вопросы по литературному произведению.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЮ объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения, лучше проводить до занятия;  обязательно рассмотреть вопрос «Что это слово обозначает»;  активизировать личный опыт детей: рассматривание картин, близких по содержанию к произведению, организация наблюдений, показ предметов и т.д.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЮ

  • объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения, лучше проводить до занятия;
  • обязательно рассмотреть вопрос «Что это слово обозначает»;
  • активизировать личный опыт детей: рассматривание картин, близких по содержанию к произведению, организация наблюдений, показ предметов и т.д.
СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ)   1 ЧАСТЬ – ВСТУПИТЕЛЬНАЯ: показ обложки книги , портрета писателя, краткий рассказ о писателе и т.д.; напоминание аналогичного сюжета: краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи; припоминание знакомых произведений данного автора; создание проблемной ситуации перед чтением; несложный опыт; сюрпризные моменты и т.д.

СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ) 1 ЧАСТЬ – ВСТУПИТЕЛЬНАЯ:

  • показ обложки книги , портрета писателя, краткий рассказ о писателе и т.д.;
  • напоминание аналогичного сюжета:
  • краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи;
  • припоминание знакомых произведений данного автора;
  • создание проблемной ситуации перед чтением;
  • несложный опыт;
  • сюрпризные моменты и т.д.
2 ЧАСТЬ –  ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова: первое выразительное чтение художественного произведения воспитателем; текст любого художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (без комментариев), чтобы обеспечить целостность восприятия произведения;  комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.

2 ЧАСТЬ – ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова:

  • первое выразительное чтение художественного произведения воспитателем;
  • текст любого художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (без комментариев), чтобы обеспечить целостность восприятия произведения;
  • комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.
3 ЧАСТЬ – БЕСЕДА  ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности; основным методом работы в этой части выступает полилог (диалог) - помочь детям понять причины событий; правильно оценить поступки героев, мотивировать их, отразить речь; в беседах должны преобладать поисковые, проблемные вопросы; случайный характер вопросов, стремление к детальному воспроизведению детьми текста снижают воспитательный аспект занятия; учить детей развёрнутым высказываниям, установлению причинно-следственных связей.

3 ЧАСТЬ – БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;
  • основным методом работы в этой части выступает полилог (диалог) - помочь детям понять причины событий; правильно оценить поступки героев, мотивировать их, отразить речь;
  • в беседах должны преобладать поисковые, проблемные вопросы;
  • случайный характер вопросов, стремление к детальному воспроизведению детьми текста снижают воспитательный аспект занятия;
  • учить детей развёрнутым высказываниям, установлению причинно-следственных связей.
ФОРМИРОВАНИЕ  ОЦЕНОЧНО–ЭТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ 1. Погружение детей в активную оценочно-этическую деятельность. 2. Восприятие художественного произведения. 3. Понимание содержания. 4. Осознание действий и поступков героев в форме сопереживания и осуждения. 5. Оценочно-этические высказывания детей по поводу поступков героев. 6. Мотивация высказанной оценки (развёрнутые высказывания, установление причинно-следственных связей).

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНО–ЭТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ

1. Погружение детей в активную оценочно-этическую деятельность.

2. Восприятие художественного произведения.

3. Понимание содержания.

4. Осознание действий и поступков героев в форме сопереживания и осуждения.

5. Оценочно-этические высказывания детей по поводу поступков героев.

6. Мотивация высказанной оценки (развёрнутые высказывания, установление причинно-следственных связей).

4 ЧАСТЬ ООД – ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ Организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления восприятия, понимания произведения: повторное чтение произведения, если оно короткое;  выборочное чтение отдельных наиболее значимых частей; выборочное чтение по просьбе детей;  рассматривание иллюстраций, подтверждающий тот или иной эпизод;  показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста.

4 ЧАСТЬ ООД – ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ

Организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления восприятия, понимания произведения:

  • повторное чтение произведения, если оно короткое;
  • выборочное чтение отдельных наиболее значимых частей;
  • выборочное чтение по просьбе детей;
  • рассматривание иллюстраций, подтверждающий тот или иной эпизод;
  • показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста.
ОЦЕНОЧНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ это способность детей сознательно анализировать поведение героев;  выражать своё отношение к ним;  мотивировать свои моральные и этические оценки.

ОЦЕНОЧНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • это способность детей сознательно анализировать поведение героев;
  • выражать своё отношение к ним;
  • мотивировать свои моральные и этические оценки.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ  НА ОСНОВЕ ИЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ На современном этапе возникла потребность в разработке и проведении занятий интегрированного типа на основе или с использованием литературных произведений.  Опыт нашей работы показал, что концентрация только на диалоге обедняет занятие, делает его не всегда интересным!

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ОСНОВЕ ИЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • На современном этапе возникла потребность в разработке и проведении занятий интегрированного типа на основе или с использованием литературных произведений.
  • Опыт нашей работы показал, что концентрация только на диалоге обедняет занятие, делает его не всегда интересным!
 МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Ассоциирование. Задание детям. Выбрать из двух флаконов с тёплой и холодной водой тот, что ассоциируется с трудолюбием и ленью (аргументировать ответы). Рассмотреть полоски разного цвета и определить, какого цвета трудолюбие и лень. Выбрать вежливость и грубость на вкус (дольки лимона и яблока). Какие на ощупь слова «радость», «огорчение». Предложить материал разной фактуры: мех, наждачная бумага, картон, фланель, клеёнка, бархат.

МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Ассоциирование. Задание детям.

  • Выбрать из двух флаконов с тёплой и холодной водой тот, что ассоциируется с трудолюбием и ленью (аргументировать ответы).
  • Рассмотреть полоски разного цвета и определить, какого цвета трудолюбие и лень.
  • Выбрать вежливость и грубость на вкус (дольки лимона и яблока).
  • Какие на ощупь слова «радость», «огорчение». Предложить материал разной фактуры: мех, наждачная бумага, картон, фланель, клеёнка, бархат.
МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    С какой погодой связываются качества человека. Предложить наборы иллюстраций с различными явлениями природы. Составить маску грубости и маску вежливости, рассказать о них. Составить позу грубости позу вежливости из тонкой проволоки или ниток, рассказать о них. 2. Кодирование пословиц пиктограммами. 3. Моделирование и разыгрывание ситуаций. 4. Обучение сотрудничеству: - придумать правила, рецепт, меню и т.д.. 5. Работа с корректирующими таблицами.

МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • С какой погодой связываются качества человека. Предложить наборы иллюстраций с различными явлениями природы.
  • Составить маску грубости и маску вежливости, рассказать о них.
  • Составить позу грубости позу вежливости из тонкой проволоки или ниток, рассказать о них.

2. Кодирование пословиц пиктограммами.

3. Моделирование и разыгрывание ситуаций.

4. Обучение сотрудничеству:

- придумать правила, рецепт, меню и т.д..

5. Работа с корректирующими таблицами.

 ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ…  КНИГА

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ…

КНИГА