Консультация для воспитателей ДОУ
«Как спланировать и провести занятие
по чтению художественной литературы?»
Кундылева Ирина Анатольевна
Учитель-логопед
ГКДОУ «Детский сад № 352 г. о. Донецк» ДНР
г. Донецк, ДНР
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ
№ п/п
Вид занятия
1
Тип занятия
Чтение и рассказывание сказок, литературных произведений
2
Фронтальное
(со всей группой)
Чтение рассказов морально-этической, юмористической направленности.
3
4
Заучивание стихотворений -
1 раз в месяц
Фронтальное; подгрупповое
Фронтальное;
индивидуальное
Этические беседы
5
Фронтальное;
индивидуальное
Обобщающие, итоговые беседы
(о писателях, любимых героях
(старшая, подготовительная группа)
6
Фронтальное
Игры-драматизации по сюжетам знакомых литературных произведений
Фронтальное; подгрупповое
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
- 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
- 2. Чтение нескольких произведений, объединенной единой тематикой: чтение рассказов о жизни животных, стихов о весне и т.д., (принцип тематического объединения).
- 3. Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Подготовка к работе включает следующие моменты:
- обоснованный выбор произведения с учётом возраста детей;
- текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года;
- выбор методов работы с книгой.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1 . Провести литературный анализ художественного текста:
- понять основной замысел автора, ключевую идею и уметь донести детям;
- характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, чтобы обеспечить правильное и чёткое восприятие.
2. Тренировочное чтение вслух:
- овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (тон, интонация, логические паузы, хорошая дикция);
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
3. Выучить наизусть (малые формы фольклора, стихотворения).
4. В календарном плане отразить: программное содержание занятия, речевую работу, материал и план занятия. В плане занятия спланировать кратко структуру занятия, записать проблемные и поисковые вопросы по литературному произведению.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЮ
- объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения, лучше проводить до занятия;
- обязательно рассмотреть вопрос «Что это слово обозначает»;
- активизировать личный опыт детей: рассматривание картин, близких по содержанию к произведению, организация наблюдений, показ предметов и т.д.
СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ) 1 ЧАСТЬ – ВСТУПИТЕЛЬНАЯ:
- показ обложки книги , портрета писателя, краткий рассказ о писателе и т.д.;
- напоминание аналогичного сюжета:
- краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи;
- припоминание знакомых произведений данного автора;
- создание проблемной ситуации перед чтением;
- несложный опыт;
- сюрпризные моменты и т.д.
2 ЧАСТЬ – ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова:
- первое выразительное чтение художественного произведения воспитателем;
- текст любого художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (без комментариев), чтобы обеспечить целостность восприятия произведения;
- комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.
3 ЧАСТЬ – БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;
- основным методом работы в этой части выступает полилог (диалог) - помочь детям понять причины событий; правильно оценить поступки героев, мотивировать их, отразить речь;
- в беседах должны преобладать поисковые, проблемные вопросы;
- случайный характер вопросов, стремление к детальному воспроизведению детьми текста снижают воспитательный аспект занятия;
- учить детей развёрнутым высказываниям, установлению причинно-следственных связей.
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНО–ЭТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ
1. Погружение детей в активную оценочно-этическую деятельность.
2. Восприятие художественного произведения.
3. Понимание содержания.
4. Осознание действий и поступков героев в форме сопереживания и осуждения.
5. Оценочно-этические высказывания детей по поводу поступков героев.
6. Мотивация высказанной оценки (развёрнутые высказывания, установление причинно-следственных связей).
4 ЧАСТЬ ООД – ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
Организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления восприятия, понимания произведения:
- повторное чтение произведения, если оно короткое;
- выборочное чтение отдельных наиболее значимых частей;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, подтверждающий тот или иной эпизод;
- показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста.
ОЦЕНОЧНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- это способность детей сознательно анализировать поведение героев;
- выражать своё отношение к ним;
- мотивировать свои моральные и этические оценки.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ОСНОВЕ ИЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- На современном этапе возникла потребность в разработке и проведении занятий интегрированного типа на основе или с использованием литературных произведений.
- Опыт нашей работы показал, что концентрация только на диалоге обедняет занятие, делает его не всегда интересным!
МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Ассоциирование. Задание детям.
- Выбрать из двух флаконов с тёплой и холодной водой тот, что ассоциируется с трудолюбием и ленью (аргументировать ответы).
- Рассмотреть полоски разного цвета и определить, какого цвета трудолюбие и лень.
- Выбрать вежливость и грубость на вкус (дольки лимона и яблока).
- Какие на ощупь слова «радость», «огорчение». Предложить материал разной фактуры: мех, наждачная бумага, картон, фланель, клеёнка, бархат.
МЕТОДЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- С какой погодой связываются качества человека. Предложить наборы иллюстраций с различными явлениями природы.
- Составить маску грубости и маску вежливости, рассказать о них.
- Составить позу грубости позу вежливости из тонкой проволоки или ниток, рассказать о них.
2. Кодирование пословиц пиктограммами.
3. Моделирование и разыгрывание ситуаций.
4. Обучение сотрудничеству:
- придумать правила, рецепт, меню и т.д..
5. Работа с корректирующими таблицами.
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ…
КНИГА