СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» с проведением деловой игры «Мир экологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» с проведением деловой игры «Мир экологии»»


МБОУ "Ерцевская СШ имени С.И. Бочарова"

СП детскийсад "Звёздочка"













Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание дошкольников

через игровую деятельность»

с проведением деловой игры

«Мир экологии»









Подготовила: Черепанова Н.И.













Апрель, 2022г.



1 слайд

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» 

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире.

2 слайд

Актуальность данной темы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.

Василий Александрович Сухомлинский писал "Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума".

3 слайд

Экологическое воспитание дошкольников  - это часть общего образовательного процесса, основная цель которого формирование экологической культуры детей, включающая:

1.ьтНравственное воспитание: воспитание гуманного отношения к природе;

2.Интеллектуальное развитие: формирование системы экологических знаний и представлений, развитие экологической эрудиции, мышления;

3. Развитие речи: обогащение и активизация словаря детей;

4. Развитие эстетических чувств: умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её;

5. Трудовое воспитание: участие детей в посильной для них деятельности, по уходу за растениями и животными.

4 слайд

В работе, по данному направлению особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника и важным средством экологического воспитания. Именно через игру ребёнок познаёт мир и готовится к взрослой жизни, она позволяет сделать сложное - простым, а недоступное - близким и понятным. Игровая деятельность приближает мир желаний ребенка к миру реальных возможностей, насыщает неугомонную детскую натуру впечатлениями, яркими эмоциями, новыми открытиями, через подражание и перевоплощение.

5 слайд

Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений. А также, через игру, способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности; дать возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.


6 слайд

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов, это:

1. Дидактические - разновидность игр с правилами, которые помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Они в свою очередь делятся на:

- игры с предметами(игрушками, природным материалом), которые позволяют уточнить и закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация

7 слайд

- настольно-печатные игры разнообразные по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы)

- словесные игры с помощью которых формируются умения выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений; умения сравнивать и сопоставлять, а также обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. В старшем дошкольном возрасте обучающая задача таких игр должна осуществляется уже в мыслительном плане, на основе представлений, без опоры на наглядность. соответственно в младшем возрасте опора на наглядностьобязательна.

8 слайд

Многообразие дидактических игр по экологии разнообразно и по своей тематике, например тема "Животные" позволяет систематизировать знания о животных: дикие или домашние, внешние признаки, среда обитания, чем питаются и т.д.

9 слайд

Игры на тему "Растения" обобщают знания и расширяют кругозор детей о разных видах растений и их значимости.

Игры на тему "Птицы"   знакомят детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц, их значением для природы и жизни человека.

Экологические игры на тему "Вода" позволяют уточнять знания детей о воде, о её свойствах и признаках (форме, цвете, запахе и т. д.,), разных состояниях, о важном значении для всего существующего на планете Земля.

Игры на тему "Охраны природы" формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

10 слайд

Игры "Времена года" помогают в усвоении и закреплении знаний о всех сезонах, их характерных признаках: о приметах, погодных явлениях и т.д.

11 слайд

Экологические игры на тему"Фрукты, ягоды", "Овощи" направлены расширять представления детей о них, о многообразии их сортов, условиях и места произрастания и т.д.

12 слайд

"Насекомые" позволяют узнавать и называть представителей насекомых, среду их обитания и образ жизни, значимость.

13 слайд

Кроме дидактических игр существуют 2. Экологические игры - задания они проводятся как итог наблюдений, например найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет, найди отличия.

14 слайд

3. Подвижные экологические игры  создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Их особенность в возможности воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными.

15 слайд

4. Творческие игры проводятся с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни.

- Имитационные экологические игры- командные игры, представляющие собой совокупность экологических заданий, приуроченные к одной теме.

- Игры – путешествия – командные игры, в которых предполагается совершить путешествие по определенному маршруту, преодолевая препятствия, выполняя при этом ряд экологических заданий, упражнений, игр соревновательного характера.

- Сюжетно – ролевые игры это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

Таким образом,  можно сделать вывод, что в процессе игр экологического содержания дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Мир игры, многогранный и прекрасный, полон загадок, как и окружающая нас природа. Работа с детьми в экологическом направлении предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Внесение игры в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда можно достигнуть успешного формирования у детей экологической культуры.

деловая игра для воспитателей

«Мир Экологии»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Уважаемые коллеги, сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать название

команде и представить ее.


1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

* Где у кузнечика уши? (На ногах)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2. Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

    Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

    И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

    Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

  • Уж на дороге греется – (перед дождем).

  • Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

  • Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

  • Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

  • Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

  • Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –

(к хорошей погоде).

  • Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

  • Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

  • Ворона кричит зимой – (к метели).

  • Лягушки квакают – (к дождю).

  • Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

  • Около луны звезда народилась – (к потеплению).

    Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

3. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит«Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?»Тот немного молчит и отвечает«Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?


2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?


- А сейчас предлагаю немного расслабиться.

4. Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).


На этом наша игра подошла к концу, надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Желаю вам успехов в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!