Консультация для воспитателей:
«Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества детей старшего дошкольного возраста»
«Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться»
К. Д. Ушинский.
Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Цель трудового воспитания – это формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Различают основные виды работы по формированию положительного от-ношения к труду :
формирование культурно-гигиенических навыков,
самообслуживание,
общественно-полезный труд,
труд в природе,
ручной труд,
воспитание уважения к труду взрослых.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели.
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т. д., способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать
Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие .
Все групповое пространство должно быть доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей
. К концу дошкольного возраста дети приобретают навыки самообслуживания.( Слайд №2) В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами. Выполняют поручения взрослых, (Слайд №3) умеют дежурить по столовой, в природном уголке, на занятиях, могут организовать рабочее место. Трудовые умения и навыки будут основой для дальнейшего обучения в школе и успеха в жизни.
Особо ценным является общественно-полезный труд, труд на воздухе (Слайд №4,5). Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 6-7 лет могут выполнять работу в течение 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев, подметание , протирание оборудования на участке, уборка мусора требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. (Слайд №6) У нас в группе дети поддерживают чистоту, ремонтируют игрушки, книги. На прогулке оказывают помощь малышам.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. (Слайд 7,8). Этот вид трудовой деятельности формирует у детей разнообразные личностные качества, вырабатывает трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. С детьми мы трудились в огороде: сгребали сухую траву, сажали огородные культуры и цветы, поливали, убирали сорняки, ухаживали за клумбами, собирали семена цветов. В группе дети с удовольствием поливают цветы, протирают листья растений.
Трудовая деятельность дошкольников относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», и ее необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Одним из способов познакомить с трудом взрослых, воспитания уважительного отношения к их труду является сюжетно-ролевая игра. (Слайд №9) Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Для ознакомления с трудом взрослых имеются игровые центры «Семья», «Больница», «Магазин», «Гараж», «Парикмахерская» и др
Огромную роль в формировании позитивных установок к видам труда и творчества является ручной труд: (Слайд №10 ) работа с тканью и нитками ( с девочками учились пришивать пуговицы); с бумагой и картоном, с природным материалом, с тестом.
В работе с детьми по трудовому воспитанию в самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
-
природный, бросовый;
-
развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
-
материал для развития мелкой моторики рук;
-
различные конструкторы;
Использование дидактических игр тоже несет в себе огромный потенциал в формировании позитивных установок к различным видам труда. Так игра «Одень куклу» помогает дошкольнику освоить порядок одевания или раздевания, которые он потом применит на практике. Игра «Матрешка на застежках» научит действовать с разными видами застежек : пуговицы, молния, шнуровка, это еще и развитие мелкой моторики рук.
Так как основной метод обучения и воспитания в ДОУ – наглядный, то необходимо использовать в работе: картинки, схемы, карточки (при конструировании, ручном труде - «Условные обозначения при работе с бумагой, картоном», в природном уголке, на участке, на огороде - «Карта-схема посадки лука», «Карта наблюдения за погодой», при самообслуживании - «Алгоритм одевания», «Алгоритм мытья рук.
При ознакомлении детей с различными видами труда, используются наглядные способы, которые умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений.
Педагоги и родители должны непременно проявлять сотрудничество, делиться опытом, взаимодействовать в образовательном процессе
Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Через разнообразные формы работы в разные режимные моменты я планирую разнообразную трудовую деятельность своих воспитанников.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
Формирование у детей позитивного отношения к различным видам труда и творчества невозможно без взаимодействия с родителями. Именно они первыми закладывают у маленького ребенка желание быть самостоятельным, уметь себя обслужить, помочь взрослым в кругу семьи. Проводилась большая работа с родителями: благоустройство и затенение участка, оформление и покраска участка группы. Проводились совместные творческие выставки поделок, мини-огород на окне, оформление групповой комнаты к праздникам.;
Предлагала рекомендации и советы родителям, другие наглядные информационные материалы по включению детей в трудовые действия дома, а так же развитию навыка самообслуживания; ( Слайд №11)
консультации «Инструменты и материалы», « Ребёнок в мире профессий»;
поиграть в игры «Кому что нужно», «Кто чем занимается» , «Кто самый внимательный»;
давала домашнее задание: пересказ «Для чего руки нужны» , «Два плуга».
Совместно с родителями провели выставку рисунков «Кем я хочу быть»
Семья, воспитывает у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии. К поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.
Системность работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, доброжелательное отношение взрослых, посильные для детей трудовые действия – залог воспитания личности, любящей трудиться, активно принимающей участие в жизни коллектива, самостоятельной и творческой.
Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.