СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Игры -драматизации как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Счастье - это, когда тебя понимают! Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков. Театрализованная игра - один из самых доступных способов развития речи, мышления, памяти, воображения, фантазии и инициативности.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Игры -драматизации как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"»

Консультация для воспитателей «Игры драматизации как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»


Счастье – это когда тебя понимают!

Эту фразу можно переформулировать: счастье – когда ты умеешь быть понятным - и себе, и окружающим.

Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того как мы умеем общаться, объяснять свои мысли, просьбы и чувства – зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам быть успешными в обществе. А кому этого не хочется? В том числе и для своих детей. Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков общения.

Компоненты общения:

  • Коммуникативный – обмен информацией;

  • Перцептивный – восприятие информации;

  • Интерактивный – взаимодействие в общении.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Театрализованную игру делит на две группы: игры- драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием. Виды драматизации: – игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.


Примеры игр драматизаций:


Игра «Дедушка молчок».

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

Ход игры:

Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок». Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо. Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр. Чики-чики-чики-чок, Здравствуй, дедушка Молчок! Где ты? Мы хотим играть, Много нового узнать. Где ты, добрый старичок? Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри, Тс-с-с, ничего не говори. Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени. Сидит кукушка на суку и слышится в ответ... «Ку-ку», отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок. А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!) Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!) Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит... (Му-у!) А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!) Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!) Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать те же чувства. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Зеркало»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

Ход игры:

Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми.

Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?


Игра «Сам себе режиссёр»

Цель: Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Ход игры:

Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки

Игра «Представьте себе»

Цель: Развивать имитационные способности.

Ход игры:

-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать. Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет. Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель: Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Ход игры:

Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу.

Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса


Игра с воображаемыми предметами

Цель: Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии.

Ход игры:

1. Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол. 2. Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу. 3. Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог. -----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку). Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте. Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете. -----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел. Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).


Этюд «Утешение»

Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Ход игры:

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

Мини-сценка «Ёж-чистюля».

Ребенок: Ёж пыхтит и морщится: Ёжик: Что я вам, уборщица? Лес никак не уберу! Соблюдайте чистоту! Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки- маски.

Мини-сценка «Жук»

Педагог (или ребенок): На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.




Вывод: Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:

- систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.