Консультация для воспитателей интерната
«Воспитательно – профилактическая работа с учащимися девиантного поведения»
К девиантному поведению относят: агрессию, суицид, противоправное поведение, алкоголизм, наркоманию. Эти виды поведения безусловно формируются внешними обстоятельствами. «Трудными» детьми называют таких школьников и подростков, нарушения поведения которых не легко исправить и корректировать.
Согласно исследованиям американского психолога Говарда Кэплана, основная причина любого типа девиантного поведения связана с пониженным уровнем самоуважения. Низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, от которого хочется избавиться и если ребёнку не удаётся справиться с этим состоянием, то в результате формируется установка, потеря веры в себя, появляется обида на всех людей в целом. А чувство обиды – это не такое преходящее чувство, как радость или грусть. Обида накапливается, растёт. Формируется психическое новообразование – обидчивость, раздражительность, неадекватные реакции и т.д.
Обнаруживается неуспешность в общении, в отношениях с товарищами. Ребёнка не принимают, не уважают, у него нет друзей, он не может занять, как говорят психологи, удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников. В особенности это страшно для детей в подростковом возрасте. Растёт внутренний дискомфорт, одиночество, страх или вина, неуверенность в себе. Обида переходит в злобу. Ребёнок «закрывается» и «уходит в себя». А может в следствии этого совершить и суицид. Но может возникнуть и агрессивность, когда ребёнок начинает завоёвывать уважение силой кулака, дерзостью, жестокостью. В начале это ему действительно помогает, повышает «популярность» ребёнка среди небольшой части сверстников, но потом приводит к ещё большему отторжению его коллективом. Усиление жестокости уже не помогает, но по другому вести себя он уже не может. К нему пришла репутация «драчуна», «хулигана» - социальная роль, которую он вынужден играть, оправдывая себя тем, что это все вокруг плохие, все к нему придираются. Всё это – способы самосохранения и самореабилитации.
Как выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить "точный" диагноз и тем более "приклеить ярлык", а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Если ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Если вдруг такой ребёнок появился, что же с ним делать?
Нужно всегда помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив её на другие объекты:
Можно предложить порвать бумагу или порезать её на мелкие кусочки; топтать ногами, разбрасывать и т.д., но главное – убирать за собой ребёнок должен сам.
Можно включить музыку, пусть он сам выберет какая ему подойдёт (быстрая или медленная) и оставить его на некоторое время одного.
Если ребёнок младшего возраста, можно дать краски, карандаши и большие листы бумаги. Пусть он мажет, рисует, чиркает, даёт тем самым выход своей энергии.
Можно предложить нарисовать себя злого, страшного, плохого, а затем нарисовать себя доброго, хорошего, весёлого. В некоторых случаях, когда ребёнок отказывается, воспитатель сам может нарисовать «доброго ребёнка». После «доброго» следует предложить нарисовать себя такого, какой он сейчас, в данный момент.
Ребёнка, который ведёт себя агрессивно, можно посадить на стул на 3 – 5 минут. Если дети дерутся, то необходимо развести их разные комнаты, для того, чтобы они пришли в себя и успокоились.
Использовать слова поддержки: «Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «Я знаю, что ты сможешь это сделать»…
Показывайте детям личный пример эффективного поведения, не допускайте при них вспышек гнева, высказываний и т.д.
Общие рекомендации воспитателям по взаимодействию с детьми:
1. Эмоциональная поддержка – это такой метод, когда при стрессовой ситуации или при проявлении импульсивного поведения, ребенку уделяется дополнительное внимание, чаще всего эмоционального характера. Например, в стрессовой ситуации воспитатель может взять ребенка за руку и спокойно, подбадривая, сказать, что понимает его плохое самочувствие, вербально и невербально показать, что ребенок ему небезразличен, предложить ему какое-либо занятие и т.п. Такой метод используют тогда, когда причина нежелательного поведения – это низкая самооценка ребенка. Чем ниже его самооценка, тем чаще используется этот метод. Такой метод также используют, когда появляется тревожность и, как результат, агрессия появляются из-за конкурентной борьбы между детьми. Этот метод противопоказан, если неправильное поведение имеет провоцирующий характер.
2. Юмор Метод, когда воспитатель на провоцирующее поведение ребенка или другие формы неправильного поведения при возникновении напряжения реагирует с юмором или шуткой. Смехом взрослый демонстрирует, что в этой ситуации он защищен, что его не испугало агрессивное или другое неподобающее поведение. Этот метод очень полезен, если поведение носит провоцирующий характер. Когда взрослый шутит, ребенок успокаивается, перестает ощущать страх, чувство вины за свое неправильное поведение. Таким образом, взрослый дает ребенку шанс выйти из создавшейся ситуации, потеряв при этом как можно меньше самоуважения. Неподходящими видами юмора являются сарказм, цинизм, злорадный смех, смех, унижающий ребенка, потому что они только усиливают напряжение и агрессию.
3. Вовлечение в другую деятельность Этот метод применяют для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При возникновении конфликтной ситуации, когда у ребенка появляется тревожность (напряженность), кто-либо из воспитателей может предложить ему интересное занятие, тем самым, преграждая путь возникновению конфликтной ситуации. Например, ребенок берет какой-либо предмет (игрушку, деталь оборудования и т.п.) и использует его таким образом, что может поранить себя или других, может возникнуть конфликт с другими детьми, а взрослый показывает, как с помощью этого предмета можно сделать что-либо интересное. Подобный метод не подходит, если тревожность имеет ярко выраженную форму или агрессивное поведение уже проявилось.
4. Перегруппировка - агрессивное поведение может возникнуть из-за взаимодействия детей в группе, в том числе и в комнате. В подобных случаях полезно изменить состав комнаты. Конечно, таким образом, суть проблемы не решается, а только создаются условия для удобного ее решения.
5. Удаление из ситуации - этот метод используется, когда поведение ребенка невозможно контролировать другими методами, когда критическая ситуация достигает пика. Этот метод также может быть использован, когда:
1. Есть физическая опасность для себя и окружающих;
2. Пребывание в группе сверстников провоцирует очень сильную тревожность и конфликтную ситуацию;
3. Пребывание ребенка в группе сверстников усиливает тревожность и агрессию других детей;
4. Из-за своего поведения ребенок может потерять уважение и доверие сверстников;
5. Поведение ребенка не является слишком деструктивным и его можно остановить, однако нарушаются очень важные правила, и их нужно ясно продемонстрировать.
Недостаточно только в определенной ситуации исключить ребенка из группы. Перед исключением необходимо ответить себе на вопрос, какие последствия это может иметь. Необходимо, чтобы кто-либо из взрослых находился с «исключенным» ребенком, иначе разрушающее поведение может усилиться или ребенок просто убежит. Исключенному ребенку нужно дать такое задание, чтобы оно помогло ему как можно скорее вернуться в «нормальное» состояние.
Никогда не ругайте детей обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на них с высоты своего авторитета;
Нужно обязательно пытаться найти причину затруднений детей и помочь справиться с ней;
Воспитатели должны быть вместе с детьми, объединяйтесь вместе с ними против объективных трудностей, станьте их союзниками, а не противниками или сторонними наблюдателями;
Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, полноценного развития детей не произойдёт;
Показывайте детям искреннюю заинтересованность в них. Дети сразу чувствуют фальшь. При оказании помощи выбирайте доверительный стиль общения.
Бороться с девиантным поведением нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у педагогов. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.
«Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления, более постижимого, чем человеческое поведение. Нет работы, более изнурительной, чем работа педагога»
В.А. Сухомлинский
Что говорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для воспитанника стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, интеллигентность, не приносящие быстрого признания или денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных правил и законов. Главное здесь – это педагогическая интуиция, нравственные чувства и горячее желание помочь ребёнку в этот сложный период жизни, зная его конкретные проблемы. Но, может быть, самое главное – это собственный человеческий пример. Когда дети видят умного, оптимистичного, успешного, уважаемого детьми и коллегами наставника, честный образ жизни, манеру вести себя, именно так учитель передаёт воспитанникам самого себя. Безусловно, сегодня воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно или неосознанно стремятся подражать, манеру поведения которого, хотят сделать своей.
2