СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта консультация способствует усилению профессиональных навыков воспитателей, помогая им более эффективно выполнять свою работу и положительно влиять на воспитание нового поколения, формируя у детей необходимые финансовые установки и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей: Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников





Финансово-экономическое воспитание в дошкольном возрасте — это важная часть общего развития ребенка. С помощью сказок воспитатели могут легко и ненавязчиво вводить детей в мир финансовых понятий, формируя у них базовые навыки и представления о деньгах, обмене, сбережениях и ответственности за свои действия. В этой консультации представлены методы и рекомендации, как эффективно использовать сказки для финансово-экономического воспитания дошкольников.



1. Выбор сказок.

При выборе сказок обратите внимание на сюжеты, которые содержат экономические ситуации. Это могут быть классические и авторские сказки, в которых затрагиваются темы:



- Обмен (например, сказки о покупке и продаже)

- Сбережение (например, "Курочка Ряба", "Три поросенка")

- Ответственность за потраченные средства** (например, "Золотая рыбка")

- Бедность и богатство (например, "Сказка о рыбаке и рыбке")



2. Создание диалога

Постарайтесь активировать обсуждение во время чтения. Задавайте открытые вопросы, чтобы помочь детям проанализировать происходящее в сказке:



- Как вы думаете, почему герой решил потратить деньги именно так?

- Что произошло, когда герой не сохранил свои сбережения?

- Как вы могли бы поступить на месте героя?



Эти вопросы помогут детям связать полученные уроки из сказки с реальной жизнью.



3. Интерактивные элементы.

Используйте интерактивные элементы для вовлечения детей в процесс обучения:



- Ролевые игры. Создайте ситуации, в которых дети могут стать героями своих любимых сказок. Например, разыгрывание сцен из "Трех поросят", где они строят свои домики и рассматривают, как использовать ресурсы эффективно.

- Сказочные магазины. Организуйте игру в магазин, где дети могут "продавать" и "покупать" товары, используя игровые деньги. Это поможет им понять, как работает обмен.



4. Создание сказок.

Предложите детям создать свои собственные сказки, в которых они будут использовать финансовые темы. Это может быть, например, история о том, как герой находит сокровище, но должен выбрать, как его правильно потратить или сберечь.



5. Финансовые игры.

После чтения сказки можно организовать игру на темы, затрагиваемые в истории. Например, игра "Собери свою копилку", где дети собирают "деньги" за успешные ответы на вопросы или выполненные задания.



6. Обсуждение результатов.

По окончании обсуждения сказки завершите диалог с детьми, подведя итоги. Спросите их, чему они научились и как могут применить эти знания в жизни. Например, какие решения они примут при получении карманных денег.





С целью освоения финансово-экономических понятий можно выделить следующие группы сказок:

• Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса.



• Сказки, демонстрирующие традиции, быт людей, особенности ведения домашнего хозяйства;

• Сказки, раскрывающие потребности и пути их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

• Сказки, знакомящие с понятиями: «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.


Этапы работы со сказками экономического содержания.


1. Определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбор иллюстраций.

2. Знакомство детей со сказкой - целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении.

3. Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с
«экономических» позиций.

4. Творческое применение экономических представлений в
самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)



Методы, используемые в процессе формирования у дошкольников экономических представлений:

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание
раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

Решение логических и арифметических задач, задач-шуток с героями сказок оживит путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.

Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.

В формировании экономических представлений большое значение имеет и развивающая предметно-пространственная среда. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.


Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Наиболее популярными формами работы с семьей в данном направлении являются:


- оформление папок-передвижек с информационным материалом для
родителей;

- информирование родителей о задачах и содержании работы по фор-
мированию экономических представлений;

- привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью
воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения
считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи;

- привлечение семей воспитанников к участию в мероприятиях по
финансовой грамотности – квестах, конкурсах, театрализованных
мини-постановок, акциях.

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать, и постигать маленькие экономические истины и тайны.

Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников — это метод, который не только делает обучение увлекательным и интересным, но и формирует у детей важнейшие жизненные навыки. Сказки помогают детям понять сложные концепции в доступной и наглядной форме, что является основой для их финансовой грамотности в будущем. Воспитатели могут стать проводниками в этом увлекательном мире, используя магию сказок для формирования ответственного отношения к финансам.