Консультация для воспитателей
«Маркеры игрового пространства в развивающей предметно - пространственной среде ДОУ»
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать Я. А. Коменский
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения ФГОС ДО педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Учитывая все это, необходимо разработать и внедрить в свою работу маркеры игрового пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций. Кроме того, дети должны иметь возможность самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Поэтому необходимо создать универсальные маркеры для детских игр.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это наши традиционные центры (уголки).
Для их изготовления обязательно использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: пластик разных размеров, ткань и наклейки, чтобы получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Маркеры обыгрываются, дополняются предметами, атрибутами.
При игре с использованием маркеров реализуются следующие задачи:
Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.
Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения; воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
Легко трансформируются;
Многофункциональны;
Вариативны;
Развивают детскую фантазию и воображение;
Активизируют двигательную активность;
Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;
Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
Имеют эстетичный вид;
Занимают мало места при хранении;
Выполнены из относительно недорогих и доступных материалов.
Разнообразные материалы, оборудование и инвентарь обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.
возможность самовыражения детей: имеются необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)
С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:
«Спокойная» – для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.
«Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
«Рабочая» – для организации партнерских форм занятий детей.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Маркеры игрового пространства группы: напольные ширмы – трансформеры, настольные маркеры, модульно – каркасный конструктор, игровую модульную мебель, мягкие модули, различные ширмы.
Такие составляющие РППС, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления могут быть использованы в разных видах деятельности детей.
Все элементы РППС группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования.
Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. В связи с этим игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяется (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободный, функциональный, а не витринный, находиться на уровне роста детей: ребенку достаточно удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками, облегчающими выбор. РППС должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей детей, которые даны ему природой.
Правильно организованная РППС позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка. Внесение маркеров игрового пространства в развивающую среду группы позволяет сделать среду гибкой, динамичной, удовлетворяя интересы ребенка здесь и сейчас. Дети становятся самостоятельными в преобразовании среды, активно используют маркеры для реализации собственных замыслов.