Консультация для воспитателей младших и средних групп
« Подвижные игры-сказки»
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, — соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.
Дошкольный возраст - возраст сказки. На протяжении дошкольного возраста сказка выступает одним из основных источников познания и освоение окружающего мира. Ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка.
Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные игры: подвижные, дидактические и творческие.
Встреча со сказочными героями в процессе игры побуждает детей еще раз вспомнить народные, а также авторские сказки (или любое другое произведение, её героев; позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности, развить сообразительность, мышление, а также формировать интерес к художественной литературе).
Физкультминутки
Про Бабу-Ягу
В темном лесу есть избушка.
(дети шагают)
Стоит задом наперед
(дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка.
(грозят пальцем)
Бабушка Яга живет.
(грозят пальцем другой руки)
Нос крючком,
(показывают пальцем)
Глаза большие,
(показывают)
Словно угольки горят.
(покачивают головой)
Ух, сердитая какая!
(бег на месте)
Дыбом волосы стоят.
(руки вверх)
Про лешего
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел.
(ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
(приседания)
Леший охает – устал,
Оттого, что приседал.
Леший сладко потянулся,
(потягивание, руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся,
И до пола дотянулся.
(наклоны назад и вперед и налево и направо)
Повернулся.
Вот и славно.
(повороты туловища вправо и влево)
Леший выполнил разминку,
И уселся на тропинку.
(дети садятся)
Колобок
Замесила бабушка не булку, не оладушки.
(руки, сцепленные в замок,
круговые движения влево - вправо)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи
(повороты туловища влево-вправо,
руки в стороны)
Как поставила на стол,
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(пожимание плечей)
Это желтый колобок!
(хлопки в ладоши)
Подвижные игры
«Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки:
мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.
Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
«Муха- Цокотуха»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.
Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо
В гости мы к тебе идем
Кого хочешь, приведем?
Может пчелок полосатых?
Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев - комаров?
Или толстых червяков?»
Ребенок в центре (Муха - Цокотуха) выбирает.
Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;
если гусениц - идут мелкими шагами;
если комариков - летят, произнося «з-з-з»;
если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
Подвижная игра по сказке «Заюшкина избушка»
Педагог: Нас сегодня приглашает в гости сказка. А называется она «Заюшкина избушка». Сейчас с помощью считалочки выберем Зайца и Лису.
Педагог: Жили - были Лиса да Заяц. Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайца лубяная.
(педагог кладет обручи «домики»)
Пришла весна у Лисы избушка растаяла (воспитатель забирает один обруч) и тогда выгнала она Зайчика из его избы. Идёт Зайчик по дорожке и плачет, а на встречу, ему собака. Рассказал Зайчик о своей беде, а собака согласилась помочь и выгнать Лису из избы. Давайте мы с вами сейчас превратимся в собак и поможем Зайчику выгнать Лису из избы. (дети имитируют собак – идут на носочках и гавкают)
Педагог: А Лиса кричит из избы: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам! (Лиса выбегает из «домика»). Испугались собаки и убежали!
(дети убегают)
Педагог: Идёт Зайчик дальше, а на встречу, ему медведь. Не отказался медведь помочь Зайцу. Давайте мы с вами сейчас превратимся в медведей и поможем Зайчику выгнать Лису из избы. (дети имитируют медведя – идут, переваливаясь с ноги на ногу и рычат)
Педагог: А Лиса кричит из избы: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам! (Лиса выбегает из «домика»). Испугались медведи и убежали!
(дети убегают)
Педагог: Идёт Зайчик дальше, а на встречу, ему петух. Не отказался петух помочь Зайцу. Давайте мы с вами сейчас превратимся в петухов и поможем Зайчику выгнать Лису из избы.(дети имитируют петуха – идут, высоко поднимая ноги, махая крыльями и кричат ку-ка-ре-ку)
Педагог: Испугалась Лиса петушков и убежала. А Зайчик стал в избушке своей жить поживать и добра наживать!
Развлечение «Сказочное путешествие гномов»
Педагог: Сегодня, мы будем играть в сказку, а в сказке происходят разные волшебные превращения. Хотите стать маленькими гномиками?
Педагог: Слышите звон бубенчиков? Это волшебные колпачки. Надевайте, их скорее.
Глазками моргнули,
Рот в улыбке растянули,
Брови вверх подняли,
На носик пальчиком нажали
И тихонечко сказали:
«Под горушкою в тиши
Живут гномы малыши»
Дети садятся в кружок на полу
Пальчиковая гимнастика «Домик»
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Педагог: Гномики сегодня мне приснился чудесный цветок, который растет в сказочном лесу на Волшебной поляне. А вот и дорожка, которая приведет нас в лес.
Игровое упражнение: «Ножки без запинки или по тропинке» («топали», «бежали», «прыгали», «скакали», «плелись», «семенили»).
Педагог: Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, начался дождик.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Педагог: Гномики все спрятались под зонтики и дружно попросили:
Закличка: Радуга- дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-
Колоколнышка!
Педагог: Кончился дождик. Гномики, стряхнем капли с зонтиков и смело пойдем по лужам. Дорожка привела нас к болоту. Здесь живут веселые лягушки.
Подвижная игра «Лягушки и журавль»
Педагог: Пока мы шли, в лесу стемнело. Идем осторожно, всматриваясь в темноту (идут крадучись, ставя ноги с носка на всю ступню). А вот и жучок — светлячок. Он дарит нам свои фонарики, которые будут освещать нам путь.
Горит над нашей головой огонек живой
Огонек не ярок, но во тьме он как подарок.
Удивительный жучок — светлячок.
Общеразвивающие упражнения с фонариками
Педагог: Гномики, смотрите! Следы... Они ведут нас дальше. Впереди речка, широкая и глубокая. Переправиться через нее нам поможет удав.
(Дети идут по дорожке по следам балансируя по удаву, подлезая под дугу. Выпрямляются, подпрыгивают, дотрагиваются до фонарика)
Педагог: Смотрите, пеньки. С них мы будем спрыгивать. Встать на пеньки, осмотреться и легко спрыгнуть. Вот так (показ). Еще раз. И еще! Молодцы, гномики! А теперь поиграем с волшебными колпачками.
Подвижная игра «Найди пару»
Педагог: Мы играли, веселились — жарко стало, нужен ветерок.
Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»
Педагог: Гномики, мы с вами уже давно в пути, а чудесного цветка так и не нашли. Что делать? Пусть каждый из вас превратится в свой любимый цветок.
Игра — упражнение «Цветы»
Цветы отдыхают (дети опускаются на колени, опускают голову на руки)
Цветы оживают (дети медленно поднимают голову с первыми лучами солнца и легким дуновением ветерка).
Легкий, теплый ветерок обдувает цветы — они тянутся все выше и выше к солнышку (дети поднимают плечи, распрямляют спинку)
Стебелек все выше и выше (встают с колен, по очереди поднимают руки)
Потянулись цветы к солнышку, раскрылись (поднимают руки вверх - в стороны, выпрямляют спину, высоко поднимают голову, пальцы сжимают и разжимают)
Под дуновением ветерка зашевелились лепестки, закачались стебельки, закружились то в одну, то в другую сторону (плавные покачивания и повороты туловища)
С наступлением вечера, цветы стали готовиться ко сну, заснули. (медленно возвращаемся в исходное положение, закрывают глаза)
Педагог: Просыпайтесь! Вот они наши гномики, которые умеют превращаться в прекрасные цветы. В сказочном лесу наступила ночь, пора возвращаться. Берите свои цветы фонарики и уносите сказку с собой. До свидания, гномики! (Дети по дорожке выходят из зала)
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития
ребенка – детский сад «Аленушка» городского округа
г. Сибай Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
младших и средних групп
« Подвижные игры-сказки»
Подготовила и провела: Васильева Светлана Сергеевна, инструктор по физической культуре |