Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»
Воспитание у дошкольников любви к Родине средствами художественной литературы и изобразительного искусства».
Воспитатель Шевелева Е.И.
2019г.
Известно, что ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа. Она составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Постоянно, из года в год, совершается на глазах человека круговорот в растительном царстве природы: рождение и цветение, зрелость и плодоношение, увядание до новой весны. Природа напоминает человеку о нём самом и в силу этого является для человека предметом духовных переживаний. О природе в эстетическом смысле говорят: «задумчивая», «радостная», «мрачная». Эти эстетические суждения, конечно, не научны, но особенность эстетического суждения в том и состоит, что оно по сути дела касается оценки человеческих переживаний.
Формирование высокоразвитого человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать её красоту и обаяние. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к духовному переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине.
Если изобразительное искусство помогает детям увидеть красоту окружающего мира, то поэзия помогает выразить ощущения этой красоты. Ценно то, что детям оказывается понятным родство поэзии и живописи. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатаны живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать.
Духовное восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми взрослый знакомит детей. Духовное восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребёнку обобщить впечатление от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях. На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Детям этого возраста подбираются стихи с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие стиха должно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Взрослый продолжает опираться на опыт ребёнка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений и образов природы, давать им точную характеристику. Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких её образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определённому стихотворению, но и репродукции картин выдающихся художников, усиливающих впечатление.
Накопление опыта восприятия стихов о природе, наблюдение явлений, образов, описанных в них, способствует тому, что дети седьмого года жизни проявляют особую чуткость к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти поэтическую характеристику. Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своём уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда с трудом, а иногда, и, не объясняя, почему оно им нравится. И мы взрослые, однажды открыв ребёнку окно в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру искусства, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и уточняя чувства. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развивать в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом.
Поэзия и изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность самих детей, поможет закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, поможет вырасти духовно богатым.
Б. Неменский писал: «Через познание сути содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – к природе, труду, дружбе, любви, к Родине». В современном мире ощущается тенденция отхода от исторически сложившихся традиций воспитания гармоничной, нравственной личности, осознающей свою гражданскую ответственность, уважающей свою Родину. Тем не менее, в России заметен рост интереса к национальной культуре и традиционным ценностям, что особенно заметно на фоне популяризации потребительского отношения к жизни, прививаемого СМИ и зарубежными «современными» течениями в педагогике.
Изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования литературы в воспитании патриотизма у дошкольников старшего возраста, мы делаем вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово. Художественная литература присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п..
Все жанры художественной литературы, рекомендуемой для старшего дошкольного возраста, используются и для патриотического воспитания. Устное народное творчество (малые формы, сказки, былины), авторские сказки, стихи, рассказы – все эти формы встречаются среди литературы для патриотического воспитания. С рассказами, сказками и былинами дети знакомятся по чтению вслух, стихи заучивают наизусть и декламируют их на праздниках.
Для лучшего понимания прочитанного, до и после чтения произведений используется наглядный материал – печатная продукция, натуральные предметы, макеты.
Кроме специально организованных занятий, где используется художественная литература (ознакомление с окружающим, природой, литературой и т.д..), дети знакомятся с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях, после прочтения сказки дети смотрят мультипликационные фильмы по прочитанному сюжету. Большая доля впечатлений и новых знаний приобретается детьми в подготовке праздников, посвященных дням воинской Славы, семейным и городским праздникам.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с детьми свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
Литература
Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др., 2014 «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»