СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Обучение дошкольников речевому этикету»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей: «Обучение дошкольников речевому этикету» содержит справочный и консультационный материал для педагогов дошкольных учреждений

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Обучение дошкольников речевому этикету»»

Боровко И.С.

Воспитатель

ТОО «Детский сад «Алакай»


Консультация для воспитателей: «Обучение дошкольников речевому этикету»

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.

Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого».

Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

Очень интересно говорит об этикете Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа "Одно хорошее слово лучше доброй ссоры".

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, ухо-два, раз скажи, два раза послушай», «Слово- серебро, молчание - золото».

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры, интереса к языку.

Конечно, в жизни столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек старается никого не замечать и отключиться, т.е. чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил правила поведения в обществе, если он доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.

Значит выход для нас - в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета.

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим надо работать. И дается это с трудом. Как говорит С.Я. Маршак в своем стихотворении:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первоначальные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем актуальна проблема утраты «хороших манер», снижение уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово. Не стоит даже повторять, что одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога- владение нормами речевого этикета.

Как должны обращаться друг к другу педагог и ребенок? Допустимо ли "ты" при обращении ребенка к педагогу? По этому вопросу было проведено много дискуссий и в результате пришли к одному выводу: «Вы». Обоснованием этого является, во-первых, то, что данное обращение традиционно для русского этикета, в то время как «ты» - обращение отражает западную модель поведения. Во-вторых, если ребенок в дошкольном возрасте не усвоил норм употребления обращений - будет испытывать затруднения в общении, обучаясь в школе. В-третьих, такая неофициальная форма обращения носит просторечно- фамильярный оттенок, как бы снижает авторитет педагога, его значимость в сознании ребенка. Не случайно еще В. Шекспир призывал: "Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата". Поэтому уже на первоначальном этапе представления ребенку воспитателю следует придерживаться официальной модели взаимоотношений. Далее настойчиво, но корректно, требуя от детей и родителейф обращаться к себе на «вы».

Особо хочется отметить, что варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет педагогу продемонстрировать негативное отношение к действиям, поступкам ребенка и при этом дает возможность избежать открытой грубости, ответной обиды. Так, например, для корректного выражения отрицательной оценки иногда бывает достаточно обратиться к ребенку, используя полную форму его имени: «Мария, ты мне мешаешь...» и т.п. Таким образом, использование различных форм обращений к одному и тому же ребенку является достаточно эффективным способом педагогического воздействия и позволяет избежать ссоры и речевой агрессии при разрешении конфликта.

Часто возникает необходимость обратиться к детям с самыми разными просьбами. Кроме того, мы целенаправленно обучаем самих дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, поправляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова». Однако, всегда ли мы сами помним другие «магические приемы» побуждения, учим ли мы наших воспитанников смягчать просьбы, делать их выполнение более желанным, приятным для адресата?



Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

1. Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть значимость выполнения («Это необходимо, потому что...»)

2. Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только ты мне можешь помочь...»)

3. Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу (Буду тебе очень благодарна)

Следует обратить внимание на речевые возможности косвенного, скрытого выражения просьбы: «Не мог бы ты...»

В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации, предполагающие вежливо отказать в просьбе. Отказ должен произноситься спокойным голосом, доброжелательным тоном. Кроме того, нормы русского речевого этикета предписывают объяснение причины отказа. Желательно использование смягчающих отказ этикетных формул: «извини..., к сожалению..., мне очень жаль, но...»

Особую роль в педагогическом общении играют похвала, одобрение. Как говорят психоаналитики – «словесное поглаживание». Очень важно, чтобы выражения одобрения были искренними со стороны педагога, заслуженными со стороны ребенка и разными по форме.

Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях. Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку? Вопрос почти риторический, поскольку наши ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребенка унизительно»), эгоистическое желание считать себя всегда правым приводят к тому, что извинение в речи педагога звучит гораздо реже, чем это необходимо.

Уточним, что глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью совершенного поступка.

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. 

Дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить, извиниться они испытывают некоторые затруднения. И самое трудное для детей, это высказать друг другу комплимент, одобрение. Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы) является комплимент, то есть «любезные, приятные слова, лестный отзыв».

В отборе речевого материала для обучения комплименту необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста.

1. Одобрение внешности: Ты сегодня выглядишь замечательно. У тебя очень красивое платье.

2. Одобрение личностных качеств: Ты очень веселый (добрый, хороший, удивительный). Ты настоящий друг.

3. Одобрение деловых качеств: Ты хорошо (замечательно) строишь, лепишь, рисуешь, поешь.

Восприятие формул и выражений комплиментов организуется через чтение художественной литературы.

Например: «Азбука вежливости» автор Л. П. Васильева, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. Детей знакомят с пословицами и поговорками, поддерживающими значение одобрительных, добрых слов.

«Ласковое слово - что весенний добрый день»

«Ласковое слово не трудно сказать»

«Добрые слова дороже богатства»

«Доброе слово - железные ворота открывает»

Для воспроизведения комплиментов важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы дошкольников к многократному проговариванию разных выражений одобрения, сложившихся в русском речевом этикете. Таким требованиям отвечают игровые методы. Некоторые игры можно использовать на всех этапах работы с последовательным усложнениям.

Например, такие игры как «Эхо», «Митины загадки», «Угадай».

В игре «Вежливые отгадки» закрепляются умение находить слова для похвалы конкретному человеку.

Ход игры:

Дети становятся в круг, выбирается водящий, он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу проговаривая слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Постарайся угадать

Кто тебя сейчас похвалит

Комплимент тебе подарит.

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Он быстро произносит похвалу, а водящий должен узнать кто же это сказал? Следить, что бы комплименты у детей не повторялись и не адресовывались одному и тому же ребенку.

В обучении речевому этикету детей младшего возраста помогают кукольные персонажи. С помощью лисички, внучки, Бабки, Колобка, Винни Пуха можно разыгрывать сценки, где куклы показывают, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что – то сделать; как правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много «волшебных» слов. Дети с увлечением учатся на их примере. Игрушки могут поссориться, не поделить что-то, обидеть друг друга злым словом, ударить. Вместе с детьми происходит обсуждение ситуаций: что же из такого поведения получается: игрушки обиделись, подрались, ничего не успели сделать и дружбу чуть свою не потеряли. Предлагается самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации, обыграть его. Учат общению и сюжетно – ролевые игры, например «Магазин», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить, попрощаться.

Необходимо учить детей способам примирения с помощью речевых средств. Такое вот коротенькое стихотворение помогает забыть ссору: «Ехали на лодке, Кушали селёдку. А селёдка не годится, Надо, надо помириться. Мир, мир – навсегда, Ссора, ссора – никогда! Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор, где в стихах описывается увиденная ситуация: «Петушился, петушился Забияка – Петушок. Забияке, где-то в драке, Оторвали гребешок». Или такое: «Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться» (В. Берестов). Следующий текст можно разыграть в настольном театре. «Наседка нередко ругала цыплят: - Кончайте клеваться, кому говорят! Кто много клюётся, тот мало клюёт. Кто мало клюёт, тот плохо растёт. Кто плохо растёт, тот бессилен и худ. Кто худ и бессилен, того заклюют» (В. Берестов) Необходимо с детьми заучивать тексты - пожелания или давать друг другу дельные советы. Например: «Кто бросает вещи в беспорядке, С тем они потом играют в прятки» (Б. Заходер) Нравится детям работать с текстом, в которых пропущены слова вежливости, с радостью подсказывают их героям.

В старшем дошкольном возрасте используются как старые, так и новые игры, сценки из жизни кукол, беседы по дидактическим картинкам. Можно предложить разыграть сценки из жизни игрушек с помощью всех видов театров: пальчиковых, настольных, «би-ба-бо», теневых. В пальчиковом театре всегда при себе десять актёров у каждого. Вежливая игра: «Мальчики здороваются с девочками». Дети произносят: «Эта ручка – мальчики, эта ручка – девочки. Пальчики - мальчики поздоровались с девочками». Здороваясь, нужно поочерёдно прикоснуться кончиками одноимённых пальцев и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть!» или «Доброе утро!», «Добрый день (вечер!» и т. д. Очень нравится детям пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». С удовольствием играют в неё самостоятельно и учат своих кукол. Можно поиграть в игру «Кулачок – сундучок волшебных снов», объясняя детям, что в правой руке пять вежливых мальчиков, а в левой - пять вежливых девочек. Соберите их в сундучок – кулачок, пусть они пошепчутся, а вы послушайте, о чём они говорят, и расскажите потом нам всем громко их вежливый разговор. Дети уже способны обсуждать прочитанные ранее произведения и разыгрывать сценки из сказок, рассказов, стихов. Например, вот этот текст дети могут инсценировать сами с помощью игрушек: «Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки - Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели – нет игрушки, Сели и заплакали». (А. Шибаев) А затем предложить разыграть сценку наоборот – вежливых, уступчивых подруг. Начать обучение правилам ведения телефонных разговоров дает игрушечный телефон. По ходу игры выясняются правила вежливости: как и с чего надо начинать разговор; как попросить, чтобы позвали друга; как поблагодарить и как попрощаться.





Литература:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.