Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №16 «Вдохновение»
Консультация для воспитателей
«Ознакомление с природой в повседневной жизни»
Воспитатель: Шевелева Е.И.
Юрга 2019
Наблюдение и труд на участке и в уголке природы. На участке детского сада продолжаются систематические наблюдения за обитателями уголка, организуется труд на огороде и в цветнике. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца, продолжительностью дня. Эти наблюдения со всеми детьми проводятся 1 раз в неделю или в 10 дней. Определяя высоту стояния солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце не взошло еще высоко, и днем, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Ребята следят также за направлением ветра.
При наблюдении за дождем детей учат определять его силу и характер (сильный, проливной, мелкий, частый). Рассматривая радугу, они называют ее цвета, определяют форму. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, в лесу во время грозы не прятаться под высокими деревьями. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснить причину их образования.
Как и во второй период весны, воспитатель ежедневно вместе с детьми утром обходит весь участок (или через день его отдельные части), рассматривает состояние растений и определяет необходимые работы. Каждый раз он обращает внимание на новые признаки роста и развития растений. Организуя труд детей, напоминает о способах ухода, помогает распределить обязанности, контролирует качество выполнения трудовых поручений. Знакомя детей с новыми или недостаточно освоенными трудовыми операциями, показывает приемы, следит за тем, как ими овладевают дети. Каждый способ ухода за растениями воспитатель объясняет.
Следует обратить внимание детей на то, у многих растений утром венчики цветков раскрываются, а вечером вновь закрываются (одуванчик, ипомея, петунья). У некоторых цветки закрываются перед дождем (вьюнок, чертополох). А подсолнух весь день поворачивает свою корзинку вслед за солнцем. Всегда на солнце смотрят и цветки шиповника.
Во время прогулок во вторую половину дня организуют сбор семян дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц (конского щавеля, репейника).
Дети подготовительной к школе группы под руководством воспитателя осуществляют полностью уход за огородом и цветником: по мере надобности поливают, рыхлят землю, пропалывают, прореживают, подвязывают; срезают растения для букетов, собирают урожай по мере созревания овощей. Также в уголке природы продолжают уход за комнатными растениями.
На любой прогулке ведутся наблюдения за птицами. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц. Рассматривают также насекомых, привлекая внимание ребят к наблюдению за муравьями. Ознакомлению с муравьиным «городом» может быть уделена специальная прогулка.
Прогулки имеют большое воспитательное значение: непосредственное общение с природой, близость с ней обогащают внутренний мир детей.
Литература
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Москва., 1980.
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Л., 1970
Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова., Сос. Л.А. Каменева; под ред. П.Г.Саморуковой. – 2 езд., Москва: Просвещение
Низова А.М. Великий учитель – природа. Москва., 1979.
Наблюдение и труд в природе / Сос. А. Ф. Мазурина. М., 1976.
Смоленская Р. М. Участок детского сада. Москва., 1977.
Соколов Н. Л. Любите и охраняйте птиц. Москва., 1968.