СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Подвижные игры детей младшего и старшего дошкольного возраста. Руководство. Сравнительный анализ.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов детских садов о специфике организации подвижных игр для детей дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Подвижные игры детей младшего и старшего дошкольного возраста. Руководство. Сравнительный анализ.»»

Консультация для воспитателей

«Подвижные игры детей младшего и старшего дошкольного возраста. Руководство. Сравнительный анализ.»

Проведение подвижных игр с детьми разных возрастных групп имеет свою специфику, которая зависит от анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников.

Для детей младших групп подбирают игры с несложным содержанием. Правил в этих играх немного – одно, два. Небольшое и количество ролей (все дети «мыши», а воспитатель - «кот»; все дети «воробышки», а воспитатель - «автомобиль»). Важно также учитывать и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает много усилий во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры добираются с обязательным чередованием движения и отдыха.

Сначала ведущим должен быть воспитатель. Он регулирует движения детей, чтобы они слишком не возбуждались и не уставали. Интересно проведенная воспитателем роль ведущего создает бодрую, эмоциональную атмосферу, способствует привлечению всех воспитанников к игре, активизирует их действия. Постепенно, когда дети второй младшей группы усвоят правила игры и привыкнут к организованным действиям, их можно привлечь и к исполнению роли ведущего.

Младшие дошкольники в коллективных играх выполняют одни и те же движения (ходят, бегают, прыгают и т.п.). У них еще нет заинтересованности в результатах игры, их привлекает сам процесс движения: бегать, догонять, лазить, бросать предметы в цель и на дальность и тому подобное. Эту особенность воспитатель и должен учитывать, планируя работу с детьми.

В своей научно обоснованной методике проведения подвижных игр педагог А. И. Быкова предлагает условно выделить три периода в планировании и организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи первого периода (сентябрь - октябрь) — приучать детей играть вместе, небольшими группками), используя разнообразные игрушки, мячи, обручи. В то же время можно начинать проводить и коллективные подвижные игры, объединяя 10-12 детей. Игры подбирают простые по смыслу и характеру движений. Дети выполняют интересные и несложные задания: подбежать к воспитателю («Бегите ко мне»), догнать мяч («Догони мяч»), найти предмет («Найди флажок») и тому подобное. В этих играх каждый ребенок действует в своем темпе, его движения еще не связаны с движениями других детей. После одного-двух повторений они полностью овладевают правилами игры.

Следующий период – с ноября по апрель. Он охватывает позднюю осень, зиму и раннюю весну. Задача воспитателя в этот период – повысить активность дошкольников, приучить их приспосабливаться к сезонным явлениям. Поэтому в это время подбирают игры, в которых дети могут двигаться без особых трудностей, даже в теплой одежде. Это игры с бегом и ходьбой по всей площадке («Поезд», «Найди свой дом»), с катанием мячей, шариков («Попади в ворота»), проводимых в помещении. Подвижные игры, которые организует воспитатель в этот период, постепенно усложняют.

В летний период (май - август) легкая одежду детей и уровень их подготовки дают возможность использовать разнообразные движения (подлезание, прыжки, катание мяча и тому подобное). Задача воспитателя в этот период: обогатить двигательный опыт дошкольников, усовершенствовать приобретенные ими двигательные навыки. Вводят новые игры, а изученные ранее проводят в усложненном варианте. Например, в игре «Трамвай» дети проходят не по ровной площадке, а между предметами (кубиками, кеглями), которые поставлены на земле. Дети этого возраста особенно эмоционально воспринимают образы игры. Поэтому, стимулируя правильное выполнение движений, учитывают именно это свойство их психики. Например, советуют попрыгать, как « зайчики», пройти тихо, как «мышка» или «лисичка» и тому подобное. Неустойчивое поведение и быстрая возбудимость дошкольников требуют от воспитателя спокойного, бодрого тона. Игру надо проводить весело и оживленно.

Продолжительность игры для детей второй младшей группы составляет в среднем 6-8 мин. с повторением каждой из них 3-5 раз.

У детей старшей группы опыт богаче по сравнению с малышами 3-4 лет, и это дает возможность шире использовать в играх более сложные движения. Например, бег с изменением темпа («Мы веселые ребята», «Квач»), бросание и ловля мяча («Подбрось и поймай», «Не давай мяч»), прыжки («Снегири и кот», «Удочка»). В этом возрасте большое значение имеют игры с применением различных предметов (мячей, обручей, скакалок). Они нравятся детям конкретностью и наглядностью оценки достижений; поймал мяч или попал им в движущуюся цель,

С большим интересом дети играют в игры, в которых предполагается деление на подгруппы (команды). В играх «Посадка картофеля», «Чье звено быстрее соберется?» и др. они учатся в интересах своей команды добиваться победы, проявлять решительность, ловкость, выдержку.

Воспитатель подбирает игры в соответствии с целью, которую поставил: формирование определенных двигательных навыков, воспитание выдержки, смелости, организованности и тому подобное. Определение и конкретизация общей цели предотвращают случайности в подборе игр. Одна и та же цель может ставиться в разных играх. Например, двигательные навыки в метании в цель совершенствуются в различных играх: «Серсо», «Попади в обруч», «Охотники и зайцы», но конкретизируются в виде различных понятных и интересных задач. В игре «Попади в обруч» предлагается попасть мячом в неподвижную горизонтальную цель, а в игре «Охотники и зайцы» — в цель, которая движется. По сути, совершенствуется один и тот же двигательный навык, но условия выполнения разные.

Успех игры в значительной степени определяется правильной организацией детей. Перед тем как объяснять новую игру, следует повторить с детьми самые сложные для них движения. Например, перед началом игры «Кто быстрее до флажка» дети повторяют подлезание под дугу, а потом уже воспитатель рассказывает правила игры.

Важный момент в руководстве игрой - дозировка движений, особенно в играх с бегом, лазаньем, прыжками. Продолжительность непрерывного бега со скоростью выше средней для дошкольников этой группы составляет 30-35 секунд за одно повторение игры. Количество повторений зависит от ее содержания, но не должно превышать 4-6 раз. Между повторениями – короткие паузы для отдыха. Очень важно регулировать нагрузку в подвижных играх зимой, когда одежда мешает движениям. Нужно следить, чтобы дети не перегревались и не уставали. Общая продолжительность подвижной игры 10-12 мин.

Для дошкольников подготовительной к школе группы большое значение имеет подведение итогов игры и объективное определение победителей в командных играх. Воспитатель помогает детям осознать важность двигательных действий в соответствии с правилами для достижения положительного результата. Если кто-либо из игроков нарушил правила (неправильно передал мяч, начал бежать до сигнала), команде засчитывается штрафное очко.

Значительными нарушениями правил считаются такие, которые могут существенно сказаться на ходе и результатах игры (грубость, намеренная задержка игрока-соперника, начало бега до сигнала).

Объективная оценка поведения детей во время игры важна для воспитания положительных моральных и волевых качеств. Поэтому нужно четко аргументировать свое отношение к тем или иным поступкам детей, убеждать в правильности оценки. Это предупреждает негативные проявления в поведении детей, снижает слишком эмоциональную возбужденность, исключает желание некоторых из них одержать победу нечестно.

Методика проведения подвижных игр с детьми этой группы существенно не отличается от методики проведения их с дошкольниками старшей группы. Несколько увеличиваются продолжительность непрерывного бега в играх (до 40-45 секунд за одно повторение) и общая продолжительность (до 10-15 мин.).

Новые игры целесообразно повторять с детьми всех возрастных групп 3-4 дня подряд. В течение года одна и та же игра проводится в разных условиях: в групповой комнате (если позволяет площадь), в физкультурном зале, на площадке. Поэтому внесение определенных изменений в игру (ужесточение правил, увеличение дистанции бега, длительности игры) позволяет обеспечить соответствующий интерес дошкольников к ней и повысить двигательную активность.