Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька».
Консультация для воспитателей.
«Психолого – педагогическое
сопровождение
«трудных детей»».
Составила
педагог-психолог
Капилевич Т.В.
Цель: информирование педагогов и воспитателей в вопросах общения, воспитания и обучения некоторых категорий детей, с которыми часто бывает трудно ладить, чтобы найти к ним индивидуальный и дифференцированный подход, что значительно облегчит их взаимодействие.
На основе анализа современной научно-педагогической летературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети».
Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под вторым призноком понятия «трудные дети» понимаются такие дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется, корректируется.
В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети».
Все «трудные дети», конечно же, являются «педагогически запущенными».
Но не все «педагогически запущенные дети» трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
Под третьим признаком объединены такие «трудные дети», которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых (родителей, воспитателей).
Это не плохие безнадёжно запущенные дети , как не правильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Все ли дети трудные? Конечно в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьёзными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, проходят через возрастные кризисы.
Поэтому все дети, естественно, на определённом этапе своего психического развития бывают трудными, но в разной степени и относительно не долго.
Большинство психологов отрицают решающее влияние на поведение «трудных детей» генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы.
Основные причины трудности в воспитании отдельных детей кроются в неправильных отношениях в семьях и просчётах ДОУ (если не брать во внимание патологии здоровья).
Сегодня мы поговорим о таких проблемах как :
АГРЕССИВНОСТЬ.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей – дошкольников, так как это наиболее быстрый и эффективный способ
достижения цели.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод :
если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играют семейная среда и воспитание.
Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера.
Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
Для детей статус определяется рядом факторов:
1. Внешняя привлекательность (аккуратность, опрятность).
2. Обладание красивыми и популярными игрушками и готовность делиться
ими
3. Организаторские способности.
4. Широта кругозора.
5. Позитивная оценка взрослого и т.д.
Ещё одной причиной проявления агрессивности у дошкольников может быть ощущение тревоги и страха нападения.
Стимулируется это тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергается физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
В этом случае, в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайних случаях, заботясь о благополучии ребёнка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребёнка с жалобой на действия родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих. Причина её – неудовлетворённая потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка (например, потребность в движении и активной деятельности).
Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребёнка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительное время заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Они стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть или стоять против их воли. Такие действия взрослых подобны действию скручивания пружины :
чем сильнее на неё давить, тем больше скорость её возврата в
прежнее состояние.
Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию : порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребёнок по своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослых.
Агрессивная реакция - реакция борьбы.
Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приёмы :
позволить ребёнку яростно рвать бумагу, резать пластилин;
поколотить стол надувным молотком ;
покричать в «мешочек для криков»;
подраться с подушкой;
нарисовать того, с кем хочется подраться, а потом что-нибудь
сделать с рисунком и т.д.
Если возмущения ребёнка постоянно подавлять, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докапаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.
Нужно помнить, что лишь одно ласковое слово может снять озлобление ребёнка. Нужно сделать так, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, понять причины протеста и сопротивления и исключить их
Помните!!!
Нет ребёнка, который чувствует себя любимым, был бы агрессивным!!!!!
С.Д.В.Г.
(Синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Необычность поведения этих детей не является результатом плохого характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что – это специфическая особенность психики, обусловленная физиологически.
С.Д.В.Г. проявляется у детей не свойственной для нормального развития
1. импульсивностью;
2.двигательной расторможенностью;
3.отвлекаемостью, невнимательностью.
Среди возможных причин гиперактивности выделяют :
1.Пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекции, травмы в область живота, алкоголь, курение, угроза выкидыша, иммунологическая несовместимость по резус-фактору).
2.Осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, не правильное положение плода, асфиксии, внутренние кровотечения, стимуляция родовой деятельности).
3.Психосоциальные (стиль воспитания в семье).
Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к свету, температуре, звукам, запахам, имеют повышенный мышечный тонус. Их интересы поверхностны и недолговечны. Действия спонтанные, беспорядочные. Игры шумные. Продуктивность выполнения заданий обычно низкая (отмечается повышенная утомляемость).
Умственная деятельность детей с С.Д.В.Г. характеризуется цикличностью : они могут продуктивно работать 5 – 15 мин., после чего их мозг отдыхает 3-7 мин., накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы
Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести. Такие дети не задумываются о последствии своих поступков, не обращают внимание на окружающих. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам.
Они болтливы, легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпением окружающих.
Опасность С.Д.В.Г. заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркомания).
По сравнению с другими нарушениями личности С.Д.В.Г. вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети приносят множество неудобств, будоражат окружающих сверстников.
При работе с гиперактивными детьми надо помнить, что дисциплинарные меры воздействия на них не действуют!
Далее:
1.Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности недопустима, так как эти дети быстро становятся манипуляторами
2.Гиперактивным детям должны даваться инструкции, включающие не более 10 слов. Их нельзя просить сделать сразу несколько поручений (умыться, убрать игрушки, почистить зубы и т.д.). Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего и обязательно контролировать качество выполнения.
3.Система ограничений и запретов должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой. Это в первую очередь касается безопасности и здоровья ребёнка.
4.При построении фраз в обращении с такими детьми лучше говорить «можно будет побегать на улице», чем «быстро прекрати бегатню!».
5.Утомляемость у этих детей выражается в двигательном беспокойстве и часто принемается за активность. Утомление же приводит к снижению самоконтроля.
Поэтому гиперактивных детей необходимо приучать к режиу, чёткому распорядку дня..
6.Следует не забывать, что эти дети в следствии двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травмотизмом. Поэтому за ними нужен «глаз да глаз».
7.Организацию учебных занятий следует тщательно продумывать. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физкультминуток.
8.Нельзя требовать от детей с С.Д.В.Г. абсолютной дисциплины. Это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала.
ГИПЕРАКТИВНЫМ ДЕТЯМ ПОКАЗАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:
1. Игры для развития тактильного взаимодействия.
2. Для быстроты реакции и координации движений.
3. Игры и упражнения с глиной, водой и песком.
4. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов (по свистку, хлопку).
5. Пальчиковые игры.
6. Обучение самомоссажу.
Работа с такими детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье поможет таким детям адаптироваться в жизни и быть успешными.
Дети, страдающие С.Д.В.Г., как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребёнок в этом не виноват!
ЗАСТЕНЧИВЫЕ, ЗАМКНУТЫЕ, ТРЕВОЖНЫЕ
ДЕТИ.
Бывает такое, что внешние проявления различных проблем могут иметь сходства. Например, застенчивость и замкнутость.
Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой.
Тем не менее, это различные проблемы.
Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать и не хочет общаться. У него нет потребности в окружающих людях.
А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.
Застенчивых детей не видно в группе. Они послушны и обычно выполняют просьбы взрослых. Такие дети подвержены влиянию более активных сверстников.
Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время, когда внутри ребёнок очень скован и чувствует дискомфорт в общении.
Такие дети:
боятся всего, что им не знакомо, часто краснеют, когда к ним обращаются. Часто не отвечают на вопрос, даже если знают ответ.
В присутствии посторонних стараются найти укромный уголок, начинают сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.
Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
У таких детей скудная игровая деятельность.
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитие. Так как их страсти «кипят» внутри, это стимулирует развитие невротических проявлений (тики, навязчивые движения и т.д.)
Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема состоит в том, что они думают, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами.
В связи с этим каждое своё действие ребёнок начинает проверять через мнение других, а это чревато развитием комплекса несоответствия.
Отсюда происходит отказ от деятельности. Дети ведут себя тихо и незаметно, не делают лишних движений, чтобы не вызвать «огонь на себя».
Застенчивость часто встречается
У единственных в семьях детей.
В семьях с авторитарными родителями, возлагающими на детей неоправданно большие надежды.
В неполных семьях, где одинокие мамы постоянно контролируют детей, тревожатся за них, способствуют тому, что дети теряют доверие к миру и окружающим людям.
Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.
ТРЕВОЖНОСТЬ развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.
Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов. Он не ждёт ничего хорошего от окружающих.
ТРУДНОСТЬ В РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ, ЗАМКНУТЫМИ И ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
1.заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.
2. Создание ситуации успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо отмечать успехи детей, хвалить, говорить об этом вслух (это поднимает самооценку).
3. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным, доброжелательным, обращения сопровождаться мягким голосом, обязательно по имени и, желательно, с ласковыми прикосновениями.
4. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка. А в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. Также недопустимы резкие интонации и обращения в виде приказов.
5. Основная тактика – это тактичность и терпение.
6. Необходимо развивать у таких детей инициативность и самостоятельность (например, обращаться к ним с небольшими поручениями, просьбами).
7. Желательно привлекать их к публичным выступлениям мягко, без нажима (участие в постановке спектакля, праздничной программе и т.д.)
Очень полезны подвижные игры для развития коммуникативных навыков.
9.Надо обучать их диалоговому общению в сюжетно – ролевых играх.
Нужно помнить, что застенчивость, замкнутость и тревожность опасны тем, что в более старшем возрасте они препятствуют налаживанию контактов, достижению успехов в личной и профессиональной сфере.
В заключении хочется сказать, что конечно же быть воспитателем и педагогом – это большой труд, особенно в ДОУ, так как общение происходит с маленькими детьми – дошкольниками.
Профессия воспитателя требует большой самоотдачи, терпения и внимания, самообладания, выдержки и конечно же, в первую очередь, любви к детям. Ведь воспитательница - это вторая мама, только детей у неё в отличие от биологической ни 1, 2 или 3, а 20 и даже больше.
Но не смотря на все трудности и издержки профессии необходимо найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, быть доброжелательными, чуткими и терпимыми с каждым ребёнком и каждым родителем, учитывая особенности темперамента и характера. И конечно же без раздражения корректировать издержки поведения, если это необходимо.
Терпение и ещё раз терпение! Не забывайте, что профессию педагога мы выбрали для себя сами. Давайте будем соответствовать её высокому званию и помнить и не забывать великое высказывание что «личность может воспитать только личность». Спасибо за внимание!
Список литературы к консультации для воспитателей.
«Психолого-педагогическое сопровождение
«трудных детей»».
Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для взрослых» - СПб «Речь», «ТЦ Сфера», 2002 год.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 год.
Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 год.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: «Владос», 2003.
Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику». – СПб.: Валери СПД, М.: ТЦ, Сфера, 2002 год.
Чижова С.Ю. «Детская агрессивность. 100 ответов на родительское «Почему?». – Ярославль «Академия развития», 2001 год.
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду». – М.: Генезис, 2011 год.