СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Воспитатель не только даёт детям определенный объём знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством»»















Консультация для воспитателей



«Развитие речи детей через ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством»











Подготовила:

Учитель-логопед

Беловол Н.М.

дата проведения

29.10.2022 г.


«Развитие речи детей

через ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством»


       Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Воспитатель не только даёт детям определенный объём знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретают навыки творческого преобразования, вкладывают свои впечатления в рисунок или слепок. Развивается внимание, память, представления, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения. Кроме того, развивается глазомер, цветоощущение, форморазличение, тактильная чувствительность, ловкость рук. Важно учитывать, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно – прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию мировой культуры и искусству, воспитывает душу ребенка.    Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи ребенка. Можно составлять описательные рассказы про игрушки (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки). При изготовлении игрушек, составлении плана работы дети проговаривают свои действия - развивается связная речь детей; дети учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства -  увеличивается словарный запас детей, формируется грамматический строй речи. Словарный запас детей расширяется и активизируется за счет новых слов и углубления представлений дошкольников о народном искусстве. Активизируются в речи детей и слова, обозначающие качества, свойства, признаки предметов и материалов, из которых они сделаны. После прослушивания сказки или рассказа дети подбирают глаголы, раскрывающие действия персонажа, оречевляют свои действия при выполнении работы. Через простые игры легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы (веселый – грустный, мокрый – сухой, высокий – низкий, толстый – тонкий, класть – брать, строить – ломать, светло – темно и т.д.)  С 5 лет в игровой форме, возможно, закреплять и расширять и словарь синонимов. Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли (например: влажный– мокрый), для передачи эмоциональной окраски (например: красивый – великолепный). Развивается и грамматический строй речи. Дети учатся правильному употреблению предлогов (например: бабочка летит над цветком, жук сидит на листочке и т.д.). Правильное владение предлогами не только способствует закреплению ребенка ориентироваться на листе бумаги, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. При подготовке к выполнению изделия, возможно, провести работу по закреплению умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе (например: одна тарелка – много тарелок, одна матрешка – много матрешек и т.д.).

        Поскольку каждое занятие начинается с предварительной беседы, показа, сопровождающегося словесной инструкцией, и в конце работы проводится обсуждение, сравнительный анализ и подведение итогов, то упражнения по развитию речи легко включаются в системную работу, проводятся с большим интересом для детей  и имеют положительный результат.

      При знакомстве и закреплении знаний детей о народных росписях возможно использование мнемотабиц. Мнемотаблицы помогают детям лучше усвоить следующее: материал, используемый в работе, последовательность действий мастера, использование цветовых сочетаний, характерный для данного промысла, закрепить основные элементы росписи. Мномотаблицы возможно использовать для детей разного возраста. Дети старшей и подготовительной  групп могут самостоятельно прочитать название росписи и сделать фонематический анализ слова. С опорой на мнемотаблицу дети могут составить рассказ о данной росписи, что способствует развитию связной речи детей, развивает мышление и воображение. Таким образом, на занятиях по народному декоративно прикладному искусству ведется и активное развитие речи детей.