СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Роль продуктивных видов деятельности в общем развитии дошкольников с нарушением слуха.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивные виды детской деятельности, к числу которой относятся рисование, лепка, аппликация, и другие, играют важную роль в развитии ребенка.Они подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений;к активизации речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Роль продуктивных видов деятельности в общем развитии дошкольников с нарушением слуха.»»

Консультация для воспитателей: «Роль продуктивных видов деятельности в общем развитии дошкольников с нарушением слуха.»

Продуктивные виды детской деятельности, к числу которой относятся рисование, лепка, аппликация и др., играют важную роль в развитии ребёнка. Они подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений; к активизации речевого развития (Е.И. Игнатьев, Н.В. Квач, Е.А. Плутаева и др.) .

Исследованиями учёных было показано, что потенциальные возможности развития продуктивных видов деятельности у детей с недостатками слуха велики. При правильном систематическом руководстве глухие и слабослышащие дошкольники могут достигать того же уровня сформированности навыков лепки, что и слышащие (А.А. Венгер, Л.А. Головчиц, М.Ю. Рау и др.).

Психологические исследования А.А. Венгера, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений.

Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей. Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребенком не запоминается. Одна из основных задач при обучении глухих дошкольников состоит в том, чтобы повседневно, систематически формировать у них способность видеть за словом реальную ситуацию, создавать по слову представление не только о том, что дети видели, наблюдали, но и о новых, не встречавшихся прежде в их опыте предметах и явлениях окружающего мира. Слово должно обобщать накопленный ребенком чувственный опыт. Только после этого само оно может стать источником знания. Для того чтобы достигнуть решения этой задачи, необходимо создать систему сенсорного воспитания глухих дошкольников, направленную на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Формирование словаря ребенка с нарушениями слуха происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Изодеятельность развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить результат, создать определенное изображение.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика и психология все больше внимания уделяет изобразительной деятельности как средству развития талантливой, творческой личности.

Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве.

В процессе изобразительной деятельности в период дошкольного возраста совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Заэтот период жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме этого, изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки. Занимаясь изобразительной деятельностью, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Одним из инновационных методов формирования навыков ориентировки в пространстве является объемное (стендовое) моделирование. Система деятельности по формированию пространственных представлений с помощью данного метода представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия в плане ориентировки в пространстве. Стендовое моделирование - это вид творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры. Стендовое моделирование можно также использовать и в процессе диагностики ребенка, так как свободная конструктивно-игровая деятельность детей позволяет быстрее установить контакт между педагогом и детьми и полнее раскрыть особенности ребенка, установить уровень его коммуникативности.

Слово «модель» происходит от слова «modulus» - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни. В научных исследованиях модель - это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении. При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например модели станков, механизмов, приборов и др.

В детском техническом творчестве не ставится задача изучения сложных физических или других явлений, происходящихв предметах исследования. В детском техническом творчестве преобладают модели технических устройств, которые наиболее близки интеллекту дошкольника и соразмерны его техническому и технологическому мышлению.

Моделирование имеет большое значение в развитии дошкольников. Во-первых, идет развитие тонкой моторики, во-вторых, логических умственных цепочек, развитие эстетики и композиционных решений.

На занятиях объемным моделированием дети овладевают навыками ориентировки в микро- и макропространстве, навыками ориентировки по схеме, по словесной инструкции педагога, также закрепляются умения обозначать в речи пространственное расположение предметов и умения использовать в речи пространственные термины. У детей есть возможность как самостоятельно, так и с помощью педагога построить «Город своей мечты» своими руками. Перед нами может возникнуть «Цветочный город» для Незнайки, раскинуться сказочный лес для Красной Шапочки, воплотится в жизнь сказка про трех поросят или «Сказочный город» ребенка.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Существуют традиционные приемы развития изобразительной деятельности, такие как: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Наряду с традиционными приемами, существуют различные альтернативные, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: витраж (изображения из стекла или на стекле), граттаж (поцарапывание), монотипия (гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе), пальцеграфия (пальчиковая живопись), кляксография, коллаж и др.

Из вышеперечисленных техник для развития творческого воображения слабослышащих дошкольников выделим техники коллажа и пла-стилинографии для иллюстрации эффективности данных видов творческо-продуктивной деятельности.

Пластилинография, бесспорно, претендует называться нетрадиционным методом изобразительной деятельности и педагогической технологией, так как стимулирует творческую личность дошкольника. В силу своей педагогической универсальности пластилинография служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях .

Пластилинография — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.

Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре (вырезки из газет, журналов, каталогов, обрывков фотографий, обоев, куски ткани, щепки и др.).

По нашему мнению, именно этот прием -один из самых интересных для детей дошкольного возраста не только как прием изобразительного искусства, а как вид художественного труда. Коллаж, как и аппликация, глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж — это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Стоит отметить, что использование различных материалов для изготовления композиций, аппликаций и коллажей дошкольником с сенсорными нарушениями в доступной для него форме будет способствовать развитию у него осознания самоценности своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.

Таким образом, использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволяет поднять на более высокий уровень творческое воображение дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения. Доступность использования нетрадиционных технологий также определяется возрастными особенностями детей. Именно творчески продуктивные виды деятельности создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, способствуют развитию трудовых навыков. Для детей с нарушениями слуха особенно актуальны такие аспекты, как слуховаяи зрительная оценка сенсорных эталонов формы, величины, цвета, ориентирование в пространстве, чувство света, координация глаза и руки. Такая творческая работа побуждает детей с нарушением слуха обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением, что решает одну из основных задач коррекционной работы - развитие речи у неслышащих дошкольников.