Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«Роль воспитателя в формировании нравственно- патриотических чувств у дошкольника»
Подготовил:
воспитатель Васильева А.Б.
г. Чебоксары
2017 г.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Чувство патриотизма, чувство Родины очень многогранно по содержанию. В своей работе, мы – воспитатели должны включить комплекс задач:
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;
воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Решая эти задачи, мы должны не только воспитывать нравственно-патриотические чувства, но и формировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Наш детский сад. Это второй дом. Сначала дети получают элементарные сведения о группе, помещениях, сотрудниках, природе участка детского сада, этических нормах. Постепенно узнаёт о традициях, истории здания, улицы. Воспитывается чувство любви, гордости детским садом.
Наш край. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, затем краеведческие сведения о природе, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Наша страна. В этом блоке дети получают общие географические сведения о России, природе, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины, толерантное отношение к другим людям. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
В течение года я предлагаю проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например: День знаний Золотая осень День народного единства День матери Новогодний утренник День Защитника Отечества 8 Марта- женский день Масленица Неделя чувашской культуры День Победы День Защиты детей День семьи День города
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Наша задача довести до сознания детей, что у каждого из нас есть своя маленькая родина – это там где человек родился. Необходимо совершать экскурсии по городу, на природу, наблюдать за трудом взрослых. Дети начинают проявлять интерес к семье, к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Работая в этом направлении, используя разные формы, методы и приёмы, мы должны держать тесную связь с родителями. Чаще организовать беседы, консультации, совместные экскурсии, конференции, семинары – практикумы и другие формы работы. Только при сотрудничестве с ними мы сможем воспитать из наших детей настоящих патриотов, любящих своих родных, умеющих уважать окружающих его людей, бережно относящихся к природе, готовыми в будущем стать защитниками своей земли…