Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
« Детский сад «Карамелька»
Консультация для воспитателей:
«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
Подготовила: Коваленко Ю.В.
Консультация для воспитателей:
«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии и т.д.
Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране.
Все темы логически связаны между собой и вместе представляют целостную картину сведений о России.
В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:
1. принцип последовательности
2. принцип наглядности
3. принцип занимательности
1. Принцип последовательности
Младшая группа.
С младшими дошкольниками ознакомление с городом начинается с наблюдения ближайшей улицы. Улицы длинные, на них много домов, у каждого дома есть свой номер. Дома на улице бывают разные - большие и маленькие. И каждая улица имеет свое название, как человек - имя. Еще на улице есть дорога, по которой ездят разные машины: автобусы, такси, грузовой транспорт, легковые автомобили. Люди заботятся о своих улицах, убирают их, чтобы город был чистым и красивым. И вы, наши маленькие горожане, должны делать все, чтобы наш город был чистым, нарядным и красивым: бросать фантики от конфет в урны для мусора, не ломать веточки, не рвать цветы.
После экскурсий, наблюдений и ваших рассказов детям предоставляется возможность закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления: они конструируют макет улицы, рисуют салюты на празднике города, делают коллективную аппликацию «Дома на нашей улице». В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме недели: побеседовать с детьми о том, какая у нас красивая улиц какой красивый город, выучить с ребенком домашний адрес, название своей улицы.
Средняя группа.
Большая часть работы по ознакомлению с городом проходит вне занятий: целевые прогулки п, наблюдения за трудом горожан по благоустройству города. Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Еще один вид деятельности – чтение художественной литературы о народном героизме, о людях труда.
На занятиях воспитатель знакомит детей с понятиями город и село, выясняет, чем отличается город от села (транспорт, дома людей, труд людей). Воспитатель знакомит детей с главными достопримечательностями города, для того, чтобы вызвать чувство восхищения красотой города. Это может быть парк, или музей, и т.д. Если нет возможности сходить и посмотреть - воспитатель показывает большие и красочные фотографии видов города, называет улицы, повторяет с детьми.
Примерная тематика занятий
v Экскурсия по улице, на которой находится детский сад
v Экскурсия в парк с целью наблюдения за природой и красотой парка.
v Экскурсии на почту, в магазин, на строительство дома.
v Целевые прогулки к достопримечательностям города (фонтану, памятнику воину-освободителю и др.)
§ Беседы об улицах города.
§ Беседы о городе и селе.
§ Беседы о транспорте на улицах города.
§ Беседы о городских праздниках ( День Семьи, День города, Парад 9 мая).
§ Беседы о том, где дети побывали с родителями в выходные дни.
Составление альбомов «Мой дом», «Моя улица», «Наш любимый город», «Машины на нашей улице», «Слава героям» (можно фотографии распечатать на цветном принтере и собрать в файлы)
Составление коллажей «Дома на улице», «Что есть в нашем городе».
Благоустройство участка детского сада, высадка цветов, озеленение.
Рассматривание иллюстраций разных улиц, домов.
Старшая и подготовительная группа
Программная задача: приступить к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия в городе, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о профессиях и труде родителей, познакомить с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (библиотека, школа, завод или фабрика). Закрепить знания об улице, где живет ребенок, его домашний адрес
Проводятся занятия по ознакомлению с городом:
· «История родного города» (как создавался, как жили люди)
· «Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)
· «Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки, фонтаны, скверы)
· «Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать чем занимаются люди на работе)
«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, в честь которых названы улицы города)
«Памятники родного города» (рассказать, кому установлены, за что)
«Машины нашего города» (дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)
Проводятся целевые экскурсии: в музей, в парк, в библиотеку, на стройку, в воинскую часть, к фонтану, к памятникам героям войны и др.
Сбор иллюстраций с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.
Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк», «Фонтаны города»
- Конструирование: «Главная улица города», «Мосты в городе»
- Конкурсы рисунков детей и родителей « Я гуляю по городу с мамой и папой», «Выходной день в парке», «День семьи в городе».
- Составление коллажей «Я люблю тебя, мой город».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Заучивание стихов о родном городе.
- Просмотр видео о праздновании Дня города.
- Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны
- Возложение цветов к памятникам погибших воинов
В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме. Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию материалов фотоиллюстраций, изготовлению поделок.
2. Принцип наглядности.
Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группах оформляется уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, макет улицы или подворья, иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии героев ВОВ, родившихся в нашем городе, книги, буклеты о родном городе.
3. Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия на почту, необходимо предложить детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, можно создать небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.
После посещения ближайшей стройки дети могут поиграть в строителей с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», посмотреть иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий. Тем самым у детей закрепляются знания и долго сохраняется интерес по данной теме.
Итогом работы может быть:
v викторина «Я знаю свой город»
v литературный досуг «Благодарим, солдаты, вас»
v вечер народных подвижных игр «Венок дружбы»
v фотовыставка «Мы любим свой город»
v конкурс рисунков и аппликаций «Славлю город наш родной