СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество детей, имеющих особые потребности, стремительно растет. Расстройство аутистического спектра связано с нарушением коммуникативной и эмоциональной связи с людьми. Такой ребенок как- будто не видит никого вокруг и не слышит, не откликается на вопрос, сам не задает вопросы, избегает взгляда в глаза другого человека. Игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При взаимодействии у ребенка возникает тревожное состояние. Отчетливо проявляется нарушение контакта с окружающими и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям старшего возраста и взрослым. У некоторых детей наблюдается мутизм. Аутизм очень сложно скорректировать. Рецептов нет! Одному ребенку могут помочь одни приемы, а другому они могут иметь отрицательный эффект. В работе с детьми с РАС необходим комплексный подход. Понимая всю тяжесть проблем диагностики, реабилитации и социализации детей с расстройствами аутистического характера, мы особое внимание уделяем развитию коммуникативных навыков. Театр как вид деятельности включает в себя широкий спектр творческих возможностей, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Пензенская область








Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС».



Подготовил:

Корина Т.Н.

воспитатель

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк



























2024 год


Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр для ребёнка может быть представлен в двумя видами:

- как вид искусства, в процессе которого ребенок выступает в роли зрителя;

- как театрализованная деятельность, в которой он сам принимает участие.


Исследования показали, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка значимыми. Спектакль или театрализованная игра предполагают такое качество и такой уровень вовлечения детей в мир художественного произведения, когда детей захватывают события, судьбы героев, когда они радуются, восхищаются, огорчаются, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Спектакль позволяет сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.


Грамотно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в создании благоприятного эмоционального фона.


Творческая игра-драматизация является важным условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств, для передачи яркого образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, то есть умения действовать совместно с другими детьми.


Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Она даёт возможность попробовать разные (роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок учится понимать, что такое ролевое поведение.


Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, коррекционную и воспитательную функции.


В игровой деятельности – проведению театрализованных игр и адаптированных спектаклей - ориентировалась на следующие принципы:

1. Динамичность.

2. Коррекция и развитие высших психических функций.

3. Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

4. Увлекательность - является одним из самых важных, (учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с РАС);

5. Коллективизм - в коллективных творческих занятиях происходит развитие разносторонних способностей.


Для этого мною были выбраны и использованы следующие формы работы:

  1. Коллективная – это когда инклюзивный спектакль смотрят большое количество детей одновременно и актеры вовлекают детей в действие по сценарию.

  2. Индивидуальная – выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу (дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка).


Мои наблюдения показывают, что участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

1. Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются.

2. Развиваются такие психические процессы как память, внимание, восприятие, мышление.

3. Активизируется собственная речь

4. Более активнее и успешнее формируются навыки невербального общения.

5. Обогащается словарный запас ребёнка.

6. Совершенствуется моторика, координация и пластичность движений.

7. Развивается эмоционально-волевая сфер.

8. Корректируется поведение ребёнка.

9. Формируется его активность и самостоятельность.


Благодаря комплексной деятельности, сочетающей движение, музыку, изобразительное искусство, каждый ребенок может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.


В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Участие в театрализованной деятельности ребёнка, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности,  положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно выделить главный аспект, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.


Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Воспитанники учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу, что способствует развитию навыков социальной коммуникации. Это самая главная составляющая, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.


Нельзя обойти стороной и зрительный контакт. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.


На музыкальном празднике, в театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза, двигательных способностей детей, уровня умственного развития - каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно выполнять новые для него действия.


Наряду с осознаваемыми процессами в ходе восприятия театральных постановок, спектаклей (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми представлениями) имеет место возникновение бессознательных психических реакций (эмоций, эстетических переживаний). Поэтому, существенным условием работы по художественному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, является использование специально подобранных театральных произведений, которые, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, могли бы развивать такие высшие психические функции, как внимание, восприятие, мышление, воля и мотивация.


Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ограниченными возможностями здоровья и главным образом, на развитие личности.


Степень развития коммуникативных способностей зависит, в том числе, от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе.


А включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.