Консультация
«Театральная деятельность,
как средство
социально-коммуникативного, речевого развития
детей дошкольного возраста»
Театрально-игровая деятельность в детском саду направлена:
- на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;
- на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов;
- способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;
- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения
- помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Комплекс задач, связанных
с социально- коммуникативным и речевым развитием
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
*Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности *воспитание культуры познания взрослых и детей *воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности *развитие эмоций, воспитание этических ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
*Содействие развитию монологической и диалогической речи *обогащение словаря, образных выражений, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, *овладение выразительными средствами общения: словесными, и невербальными
Основные направления работы с детьми:
- Театральная игра
- Ритмопластика
- Культура и техника речи
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем
1. Выбор инсценировки и обсуждения ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом.
4. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
Уточнение поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью
поведения в сценических условиях;
7. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и
реквизита с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов,
реквизита и декораций.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля.
Этапы работы над спектаклем
Формы организации театрализованной деятельности
Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель,
умело направляющий данный процесс,
правильно подбирающий формы,
методы и приемы руководства.
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
театрализованная игра
Посещение детьми театров
самостоятельная театрально-художественная деятельность детей
мини-игры на других занятиях
театрализованные игры-спектакли
Какие существуют формы работы с детьми по театрализованной деятельности:
- Театрализованные игры - Театральные постановки - Речевые игры (творческие, со словом) - Ритмопластика - Инсценировка песен, попевок, хороводов - Использование различных видов театра - Драматизация сказок -Этюды, игровые упражнения - Посещение театров; - Взаимодействие с родителями
Этапы формирования
творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:
*Накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства
*активное включение в художественно-игровую деятельность
*поиск-интерпретация поведения в роли
*создание и оценка продуктов совместного и индивидуального творчества
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- метод моделирования ситуаций
- метод творческой беседы
-метод ассоциаций
Общие методы руководства театрализованной игрой:
Прямые приемы
Косвенные приемы
методические приёмы:
- рассказывание театральных героев о себе.
- рассматривание театральных атрибутов и
действия с ними
-разыгрывание театральных этюдов с
атрибутами и без них
- загадки
- ответы на вопросы педагога.
- творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации
Основные требования к организации театрализованных игр:
- Содержательность и разнообразие тематики
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр
- Максимальная активность детей
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей
Виды театра в детском саду:
кукольный театр: - настольный театр(на плоской картинке, магнитный театр) - пальчиковый театр(варежковый, перчаточный, на колпачках, теневой театр) - стендовый театр(театр на фланелеграфе, теневой театр, книжка-театр, стендовый театр) -верховые куклы(бибабо,тростевые куклы, театр на ложках) -напольные куклы(конусный театр, марионеточный театр)-театр живой куклы(ростовые куклы,куклы-люди,театр масок)
игры – драматизации (исценированиепотешек, сказок, литературных текстов, игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;ролевые диалоги на основе текста;
игры-спектакти (спектакль ритмопластики, музыкальный спектакль)
Уголок театрализованной деятельности
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.