СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "День знаний". Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 6 – 7 лет по темам "До свидания, лето" и "День знаний". Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "День знаний". Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».»

Консультация для воспитателей

«Тема "День знаний".

Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком», — писал Алексей Николаевич Толстой.

Последние дни августа. Тема недели «День знаний», пересекается с темой «До свидания, лето». Наша задача: развивать познавательный интерес детей.

Привлекаем внимание детей к изменениям в природе. Описания месяцев из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Круглый год». «Июнь», «Июль», «Август» – напомнят детям о летних месяцах, «Сентябрь» – познакомит детей с первым осенним месяцев. Вместе с детьми вспомните названия месяцев с января по сентябрь. Посчитайте месяцы, уточните, что сентябрь – девятый месяц года. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».

Сказка Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь», глава «Август» поможет уточнить представления детей об изменениях, произошедших в природе в августе. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «Детство», «Развитие».

Загадки с клумбы и пальчиковая игра «Садовые цветы» помогут детям запомнить названия садовых цветов.

Воспитываем эмоционально–положительное отношение детей к школе.

Сказку Марина Александровна Панфилова «Лесная школа» читаем каждый день по одной главе: «Создание Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».

Рассказ Сергея Алексеевича Баруздина «Первые буквы» привлечёт внимание детей к алфавиту, стихотворение Людмилы Феоктистовны Гусельниковой «Книга» – к книгам.

Произведения, посвящённые школе, не только воспитывают эмоционально–положительное отношение детей к школе, но и продолжают углублять представления детей о дальнейшем обучении, дают элементарные знания о специфике школы, развивают представления детей о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом. Советую прочитать детям, стихотворения: Самуила Яковлевича Маршака «Песня о первом дне сентября»; Павла Кузьмича Башмакова «Счастливый день»; Валентина Дмитриевича Берестова «Кто чему научится»; Зинаиды Николаевны Александровой «Света», «Наташа даёт уроки»; Натальи Львовны Забила «Маленькая школьница», в переводе с украинского Зинаиды Николаевны Александровой.

Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Все вместе», воспитывает читателя, способного отождествлять себя с литературным персонажем. Уточните у детей, стали бы они дружить с Олей? Почему? Подведите итог: в школе дети учатся, а не балуются.

Вместе с детьми порассуждайте о значении пословиц «Хорошая книга – лучший друг», «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает», «Кто любит науки, тот не знает скуки».

Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.






Примерный список литературы для чтения детям 6 – 7 лет

Тема «До свиданья, лето».


Сказка

  1. Бианки В. В. «Синичкин календарь», глава «Август».

Стихотворения

  1. Маршак С. Я. «Круглый год». («Июнь. Июль. Август. Сентябрь»).

Малые формы фольклора

  1. Загадки с клумбы.

  2. Пальчиковая игра «Садовые цветы».

  3. Пальчиковая игра «Лето».



Тема «День знаний».


Сказки

  1. Панфилова М. А. «Лесная школа». В сокращении.

Рассказ

  1. Баруздин С. А. «Первые буквы», цикл «Про Светлану».

  2. Осеева В. А. «Все вместе».

Стихотворения

  1. Александрова З. Н. «Наташа даёт уроки».

  2. Александрова З. Н. «Света».

  3. Башмаков П. К. «Счастливый день».

  4. Берестов В. Д. «Кто чему научится».

  5. Гусельникова Л. Ф. «Книга».

  6. Забила Н. Л. «Маленькая школьница». Перевела с украинского З. Н. Александрова.

  7. Маршак С. Я. «Песня о первом дне сентября».

Малые формы фольклора

  1. Русские загадки, пословицы, поговорки, посвящённые книгам и знанию.


Примечание. Текст произведений некоторых авторов в более раннем издательстве не всегда совпадает с современным вариантом.













Стихотворения


Самуил Яковлевич Маршак

«Круглый год».

Отрывок.


Задачи. Закрепить знания детей о временах года, последовательности месяцев в году. Напомнить название месяцев. Упражнять детей в счёте до 9. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

Беседа проводится в последние дни лета.

— Дети, какое сейчас время года?

— Вспомним названия летних месяцев.

Июнь, июль, август. Дети, заглянем в календарь Самуила Яковлевича Маршака «Круглый год». Вот как он описывает летние месяцы.

Июнь

Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой,
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.


Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зёрнами
Чёрными
Набит.


— Дети, июнь, июль, август – летние месяцы. А какое время года придёт после лета?

Осень. Первый месяц осени – сентябрь. Дети, заглянем в календарь Самуила Яковлевича Маршака «Круглый год». Вот как он описывает сентябрь, первый месяц осени.


Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

— Дети, какой месяц открывает календарь, начинает год?

— Открывает календарь – январь. Январь – начало года. Дети, называем месяца года и считаем. Январь – один. Февраль – … Март – … Апрель – … Май – … Июнь – … Июль – … Август – … Сентябрь – …

— Дети, запомните, Сентябрь – первый месяц осени, девятый месяц года.



Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».








Самуил Яковлевич Маршак

«Песня о первом дне сентября».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Песня о первом дне сентября». Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Расширять кругозор детей. Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении. Поддерживать интерес к школе.

Чтение.

— Дети, какой праздник отмечают в нашей стране 1 сентября?

— 1 сентября – День Знаний. Дети, по вашему мнению, что это за праздник?

1 сентября – начало нового учебного года для школьников и учителей.



Первое сентября!
Первое сентября!
Первое сентября –

Первый день календаря.


Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Подмышки
И помчались в первый раз
В класс!


Это было в Барнауле,
В Ленинграде
И в Торжке,
В Благовещенске
И в Туле,
На Дону
И на Оке,
В карачаевском ауле

И в таджикском кишлаке.

Это было
На морском
Берегу,
Там, где берег
Изгибается
В дугу.
Где ребята
По-грузински
Говорят,
Где на завтрак
Носят
Сладкий виноград.


Это было
На Алтае,
Между гор.
Это было
На Валдае,
У озёр.

Это было
На Днепре,
Среди полей,
Там, где школа
За стволами
Тополей.


Кто успел
Прожить на свете
Восемь лет,
Тех сегодня
До обеда
Дома нет.


Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Подмышки
И помчались в первый раз
В класс!




— Дети, велика наша страна России, много в ней городов и деревень, но везде 1 сентября дети идут в школу. Дети, как вы думаете, зачем нужно посещать школу?

Школа – дом Знаний! В школе вы узнаете много нового и интересного.








Задача. Воспитывать эмоционально–положительное отношение детей к школе.


Павел Кузьмич Башмаков

«Счастливый день»


В квартире весело с утра,

Счастливый день у нас!

Сегодня старшая сестра

Уходит в первый класс.

В портфеле новом у неё

Тетради и пенал.

Я радостной такой её

Ни разу не видал.

С сестрой дошёл я до ворот

И там расстался с ней.

Я тоже в школу через год

Пойду с сестрой своей.


Валентин Дмитриевич Берестов

«Кто чему научится».


Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их мамы и папы

не знают,

Кем станут,

Кем вырастут дети!










Зинаида Николаевна Александрова

«Света».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Зинаиды Николаевны Александровой «Света». Расширять кругозор. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Чтение.

— Дети, какой праздник отмечают в нашей стране 1 сентября?

— 1 сентября – День Знаний. Дети, по вашему мнению, что это за праздник?

1 сентября – начало нового учебного года для школьников и учителей. В школах проводятся праздничные линейки. Ученики и их родители дарят цветы учителям. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детской поэтессы Зинаиды Николаевны Александровой «Света».


В первый класс пришла с цветами Света –

Не видать её из-за букета.


Сколько в нём весёлых ноготков,

Флоксов разноцветных, будто ситцы!

Если ребятишки без цветов,

Света может с ними поделиться.


— Девочка, ты любишь резеду?

И тебе могу я дать немножко.

Я гвоздики набрала в саду,

Срезала душистого горошка

Мальчик, ты возьми два ноготка

И ромашку голубого цвета…

А когда осталось три цветка,

Все ребята увидали Свету.


Раздала Светлана свой букет

Новичкам у школьного порога.

Пусть цветов у Светы больше нет,

Но зато подружек стало много.



— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, для кого Света принесла большой букет?

  • Какие цветы были в букете Светы?

— Флоксы, резеда, ноготки, гвоздики, душистый горошек, ромашка – всё это садовые цветы. Букет у Светы был большой.

  • Что сделала Света со своим букетом?

Если ребятишки без цветов –

Света может с ними поделиться.

Раздала Светлана свой букет

Новичкам у школьного порога.

Пусть цветов у Светы больше нет,

Но зато подружек стало много.

  • Дети, как вы думаете, правильно поступила Света или нет?

— Света разделила свой букет с одноклассниками, она добрая девочка.

  • Дети, как вы думаете, что, кроме знаний дарит детям школа?

— В школе вы найдёте себе друзей и подруг. Дружба – очень важна, она делает нашу жизнь более интересной.





Наталья Львовна Забила

«Маленькая школьница».

Перевела с украинского Зинаида Николаевна Александрова.

В сокращении.


Цветут настурции в саду
Весёлым красным цветом.
Сегодня в школу я иду –

Пора проститься с летом.

Я набрала в саду у нас
Цветов и листьев разных.
Сегодня понесу я в класс
Букет настурций красных.

Мне мама косу заплела
Связала лентой сзади.
Я книжки новые взяла
И чистые тетради

С портфелем новым я иду

По улице всё прямо.

Вот в этот дом в густом саду

Меня водила мама


На свой любимый детский сад

Смотрю через ограду.

— Галинка! — малыши кричат

И машут мне из сада. —


Куда же ты несёшь букет?

Иди сюда скорее! —

А я им отвечаю: — Нет,

Я в школу не поспею.



И поздравляют все меня,

Сбегаясь отовсюду:

Ведь я с сегодняшнего дня

Учиться в школе буду!


Ой, сколько девочек вокруг
Кричат, смеются звонко!
Встречают девочки подруг,
А я стою в сторонке.


Учительница подошла
И хоть меня не знала,
Но сразу за руку взяла
И ласково сказала:

— Ты в первый класс? Сюда иди! —
И вот стоим с цветами:
Мы, маленькие, – впереди,
А старшие – за нами.

Звонок.
Мы входим в первый класс
Садимся там за парты.
Доска висит напротив нас,
Висят картинки, карты…

Цветами пахнет на окне,
Как будто рядом поле.
И весело, ребята, мне
Учиться в нашей школе! 














Зинаида Николаевна Александрова

«Наташа даёт уроки».


Наташа приходит

Из школы своей,

Серёжа с Володей

Торопятся к ней.


Встречают соседку,

Хотят угадать:

— Какая отметка?

— Пятёрка опять?


Умеет Наташа

Учить их сама:

— Вот этот шалашик –

Печатное «А» … _

Семёнов Серёжа

В тетрадку смотри!

Три палочки сложишь –

Получится три.


А Танечке рано

Учится пока.

Я лучше вам стану

Читать Маршака.


Сидят ребятишки

Как мышки, тихи.

Наташа по книжке

Читает стихи.


Задачи. Поддерживать интерес детей к книгам. Развивать познавательный интерес.


Людмила Феоктистовна Гусельникова

«Книга».

В сокращении.


С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она.


Как растут пшено и рожь,

И откуда взялся дождь?

Почему на чёрной грядке

Появился овощ яркий?


Что такое – эстафета,

Как построена ракета,

Где живут жираф и слон,

Почему полезен сон? …


Книга – это источник знаний. Дети, книги читаем, много нового узнаем.











Рассказ


Валентина Александровна Осеева

«Все вместе».


Задачи. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературным персонажем. Обогащать знания детей о понятиях друг, дружба.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Все вместе».


В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

— Давай будем дружить, — сказала Наташа.

— Давай! — кивнула головой девочка. — Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

— Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

— Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! — засмеялась Оля.

— Хорошо, — нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. — А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

— Ну, это редко! — сморщила носик Оля. — Это смотря какую подружку себе найдёшь!


— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Вы бы стали дружить с Олей? Почему?

— В школе дети учатся, а не балуются.

  • О каком друге вы мечтаете?

Дружбой, дети, дорожите, верных друзей ищите. Настоящий друг баловство не предложит.


Сергей Алексеевич Баруздин

«Первые буквы»,

цикл «Про Светлану».


Зинаида Фёдоровна приготовила ребятам подарок: новую игру — в буквы.

Это были не кубики и не разноцветные картинки. Новая игра не лежала в коробке, как все обычные игры. И играть в неё могли сразу все двадцать мальчиков и девочек.

Ребята построились в линейку и стали по очереди называть свои имена:

— Алёша, Боря, Виталик, Гриша…

— Теперь, — сказала Зинаида Фёдоровна, — каждый из вас будет одной буквой: Алёша – буквой «А», Боря – буквой «Б», Виталик – буквой «В», Гриша – «Г» …

— А я? — не дождавшись, пока очередь дойдёт до неё, спросила Света. Какой буквой буду я?

— Ты, Света, будешь буквой «С».

 Стали ребята из букв слова составлять: Миша, Алёша, Маша, Аня — «мама». Петя, Алик, Паша, Аня — «папа».

Все ребята шумят, бегают, каждый своё место в новом слове ищет.

Интересную игру придумала Зинаида Фёдоровна!

Только Света недовольна, что пока без дела стоит:

— Я тоже хочу в слово встать!

Тогда Зинаида Фёдоровна выстроила в ряд Мишу, Олю, Свету, Костю, Виталика и Алёшу.

— А ну-ка, какое слово у вас получилось? — спрашивает.

Ребята стали называть буквы:

— М-о-с-к-в-а.

— Москва! — вдруг закричала Светлана, узнав знакомое слово.

Она стояла в линейке третьей. Стояла счастливая и довольная: вот для какого хорошего слова пригодилась её буква!


Сказки


Марина Александровна Панфилова

«Лесная школа».


Задачи. Познакомить детей со сказкой Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Расширять знание детей о школе. Воспитывать эмоционально–положительное отношение детей к школе.

Чтение.

1 день.

— Дети, сегодня мы начнём читать авторскую сказку Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Дети, что такое школа?

Школа – это дом Знаний. Дом, где дети узнают много нового, интересного. Дети, сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок.

Создание Лесной школы

Жил-был Ёжик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и чёрными глазками-пуговками. На спине у Ёжика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ёжик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ёжик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принёс для «живого уголка» ещё крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ёжик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал тёплые руки детей, получал от них вкусные угощенья...

Очень нравилось Ёжику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ёжик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Ну, бегает Ёжик, радуется жизни. А Ёжик мечтал... И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ёжик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей. Ёж-учитель готовил класс к приёму первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принёс учебники – книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки сторож Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила: — Меня Ёж попросил. Я буду отвечать за звонки.

— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивлялся Крот.

— Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.

— Подожди, Сорока, объясни мне ещё разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, в ожидании учителя, — ответила Сорока.

— Это верно! — подхватил Ёж. — Именно так делают настоящие школьники.

— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.

— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.

— Да, — подтвердил Ёж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Ёж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели жёлто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

— Пора, пора! — объявляет всему лесу клён.

— В школу, в школу! — шепчет берёзка.


— Вот так появилась в лесу лесная школа. А что было дальше, мы узнаем завтра.


2 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Кто помнит, что произошло в первой главе?

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Букет для учителя

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисёнка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»

Но Лисёнок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники собирали в лесу букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь? — волновался за подружку Лисёнок.

— Не знаю, — ответила Белочка, — я действительно не могу усидеть на месте.

— Ничего, — успокоил её Зайчонок, — там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

— Перемены? — удивился Волчонок. — А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок. — Для этого мы в школу-то и идём.

— Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, — поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

— Поживём – увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы учителю Ежу понравились.

— А какой он – учитель? — поинтересовалась Белочка. — Добрый он или злой?

— Не знаю... — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы многое знал и умел.

— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, – чтобы все разрешал.

— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисёнок. — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята дружно засмеялись.

— Мне хотелось бы, чтобы учитель был добрый, но строгий и справедливый, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту, и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.

— Да, это было бы хорошо... — подтвердил Медвежонок.

— А мне кажется, что каждый из нас мечтает о своём учителе, — тихо произнёс Зайчонок.

— Ты что-то загрустил, Зайчонок. Боишься? — удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.

— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисёнок.

— Наверное, нашему учителю будет очень приятно! — подумали завтрашние первоклассники.


— Дети, мы узнали, о чём мечтают будущие первоклассники. Как вы думаете, почему дети решили подарить букет цветов учителю?

Букет цветов – это знак уважения к учителю. Дети, завтра мы продолжим чтение сказки и узнаем много нового и интересного о первоклассниках Лесной школы.


3 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Кто помнит, что произошло в предыдущей главе?

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Смешные страхи

Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна — идём дружно в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, тёплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы их встречал учитель Ёж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Ёж оценил старания ребят. «Спасибо! — произнёс учитель, и его глаза засветились весёлыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу.

— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнёс Ёж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнёс Ёж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Ёж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.

— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

— Кто тебя так напугал? — забеспокоился учитель.

— Бра-братишка... — ответил Зайчонок. — он сказал, что в школе меня проучат как следует, да ещё будут наказывать палками и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

— А что ещё рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Ёж.

— Он говорил... — уже смелее произнёс Зайчик, — что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Ёж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

— Да, твой братишка — фантазёр! — с улыбкой ответил учитель. — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

— Наверное... — уже спокойно отвечал Зайчонок, — ещё он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнил учитель.

— Очень! — радостно отвечал Зайчонок.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Ёж пригласил ребят в коридор, отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.


— Дети, что нового и интересного вы узнали из этой главы сказки?

— Не верьте, что школа плоха и опасна, что в школе вам будет плохо. Сначала сами школу посетите, познакомьтесь с учителями и одноклассниками. Всё будет хорошо!


4 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Кто помнит, что произошло в предыдущей главе?

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

Игры в школе

На перемене ребята–зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

— Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.

— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбуждённый и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чём дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

— Да, повеселились... — спокойно произнёс Ёж. — А звонок на урок уже прозвенел!

— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.

— И я не слышала... — прошептала Белочка.

— Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

Ёж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание. А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

— Что у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Ёж.

— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

— Но ведь сейчас Заяц ещё раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

— Нет! — призналась Белочка. — Не слышала...

— А что же ты делала? — поинтересовался Ёж.

— Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.

— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Ёж ко всему классу.

Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? — продолжал учитель.

— Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который ещё находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

— Можно, — согласился Ёж, — но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисёнок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

— Больно ушибутся или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.

— Да, это верно! А ещё? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — помогал ребятам Ёж.

— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка. — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Ёж думал вместе с ребятами.

— Можно ли играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.

— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял учитель.

— А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? — предложил Заяц.

— И ещё повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисёнок.

— Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил учитель, — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеёк», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

На уроке не играют, а учатся! — важно произнёс Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

— Правильно, Медвежонок! — согласился Ёж, — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

— Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

— Конечно, мы тебя прощаем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Ёж научил всех новым играм.

Так прошёл первый день в Лесной школе.

— Дети, что нового и интересного вы узнали из этой главы сказки?

— На переменах отдыхаем, в спокойные игры играем. На уроках в игрушки играем, новые знания запоминаем.


5 день.

— Дети, продолжаем чтение авторской сказки Марины Александровны Панфиловой «Лесная школа». Кто помнит, что произошло в предыдущей главе?

— Читаем дальше. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.



Школьные правила

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

— Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Ёж. — Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живёт много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

«Правило» — значит делать правильно! — подвёл итог Медвежонок.

— Молодцы! — похвалил всех учитель, — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

— Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, — улыбаясь, произнёс Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

— И неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.

— Неприятности никто не любит, — подтвердил учитель. — Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

— Как у вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

— А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?

— Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

— Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! — обрадовался Лисёнок.

В школе «Здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

— Отлично, Лисёнок!

Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.

— Можно я попробую? — предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд,

Ждут учителя, стоят!

— Молодец, Зайчонок!

Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

— Это сложно! Не знаю, подойдёт ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Когда хочешь отвечать

Или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвёртое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

— Это легко! — воскликнул Волчонок,

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовёт.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Ещё попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку всё,

Чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Ёж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!


— Дети, какие правила для учеников вы запомнили?

— Эти правила важны не только для учеников Лесной школы, но и для всех учеников всех школ. Дети, я предлагаю эти правила соблюдать и в нашей группе, ведь вы будущие первоклассники. Вы согласны?








Виталий Валентинович Бианки

«Синичкин календарь. Август».


Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь». Закреплять умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять кругозор детей. Уточнить представления об изменениях, произошедших в природе в августе. Развивать познавательный интерес.

Чтение.

— Дети, жила-была любознательная птичка–синичка Зинька. В каждом месяце синичка узнавала что-то новое и интересное. А рассказал историю о любопытной синичке российский писатель и натуралист Виталия Валентиновича Бианки. Натуралист – это человек, который изучает природу. Истории о природе Виталия Валентиновича Бианки необычны: то ли сказка, то ли быль. Сказка, потому что птицы и звери разговаривают на человеческом языке. Быль – это правдивый рассказ о жизни животных, птиц и зверей, об изменениях в природе.

Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно. Виталии Валентинович Бианки «Синичкин календарь. Август».


После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

— Август, — повторила Зинька.

И принялась думать, что ей в этом месяце делать. Ну, да ведь она была синичка, а синички долго на одном месте усидеть не могут. Им бы все порхать да скакать, по веткам лазать то вверх, то вниз головой. Много так не надумаешь. Пожила немножко в городе – скучно. И сама не заметила, как опять очутилась в лесу. Очутилась в лесу и удивляется: что там со всеми птицами сделалось? Только что все гнали её, близко к себе и к своим птенцам не подпускали, а теперь только и слышит: "Зинька, лети к нам!", "Зинька, сюда!", "Зинька, полетай с нами!", "Зинька, Зинька, Зинька!".

Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны. И гостье все рады: веселей в компании-то кочевать.

Зинька то к одним пристанет, то к другим; один день с хохлатыми синичками проведёт, другой – с гаечками-пухлячками. Беззаботно живёт: тепло, светло, еды сколько хочешь. И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:

— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.

Стала тут Зинька примечать: не только белки – многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки, полёвки, хомяки с поля зёрна за щеками таскают в свои норки, набивают там свои кладовочки. Начала и Зинька кое-что припрятывать на чёрный день; найдёт вкусные семечки, поклюёт их, а что лишнее – сунет куда-нибудь в кору, в щёлочку. Соловей это увидел и смеётся:



— Ты что же, синичка, на всю долгую зиму хочешь запасы сделать? Этак тебе тоже нору копать впору.

Зинька смутилась.

— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу. А про себя подумала:

«Пора, пора мне о своём домике подумать! Вот уж и люди в поле вышли убирают хлеб, увозят с поля. Кончается лето, кончается...»


— Вот такую интересную историю о любопытной синички рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О каком времени года рассказывает писатель?

— Время года – лето.

  • Как называется третий месяц лета?

— Третий месяц лета – август.

  • После какого месяца приходит август?

После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

  • Дети, какие изменение в жизни птиц заметила синичка?

— Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны.

  • Чем удивила Зиньку белочка?

— И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:

— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.

  • Дети, почему соловей не готовиться е зиме?

— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

  • Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки о любопытной синичке?

— Дети, рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки читаем, тайны природы узнаем.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «Детство», «Развитие».



Малые формы фольклора


Задачи. Пополнять литературный багаж детей загадкам, пословицам, поговоркам.


Загадки с клумбы


Задачи. Формировать умение детей узнавать цветы по описанию. Упражнять в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.

Игра.

— Дети, загадки с клумбы собираем, загадки о садовых цветах отгадаем, правила игры не нарушаем.

Правила игры:

  • внимательно слушаем загадку;

  • пока загадку читают, молчим;

  • хором отвечаем, цветок называем.

Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Нам дарит Анюта

Радужные цветы –

В зелёной травке

Пестреют они.

Цветочки из сказки –

(Анютины глазки).

Здесь созвездие из звёзд,

Ножка длинная, как гвоздь,

Много лепесточков острых –

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

Как чудесно многолика

Эта милая … (Гвоздика).


Длинный стебелёк,

Узенький листок.

Колокольчик напоминает,

Тычинками удивляет.

Красивая, милая

Ароматная … (Лилия).

Конфеты вспоминаем,

Ударение меняем.

Этот цветок садовый,

Этот цветок лиловый.

На грядке вырос

Волшебный … (Ирис).

У них ни пальцев нет, ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Необычно называются,

Но в маникюре не нуждаются!

Солнечные скромные цветки,

Полезные … (Ноготки).


Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

Словно огненный фонтан –

Весенний ... (Тюльпан).

Кустом растёт,

Пышно цветёт!

Прочный стебель,

Весь в листве,

Бутоны, как шарики,

На стебле!

Лепестков миллион,

Это нежный … (Пион).

Что за цветы в виде свеч,

Листья длинные, словно меч.

Яркий праздничный наряд.

Граммофонов целый ряд –

Всем напоминает колос

Длинный … (Гладиолус).


Королева цветника

Видна издалека.

Кустами разрастается,

Шипами защищается.

Летом расцветает,

Сад украшает.

Но боится мороза

Прекрасная … (Роза).


На тебя он глядит свысока —

Не найдёшь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной … (Георгин).

Есть цветок у нас в саду

И похож он на звезду.

Может быть любого цвета

Для осеннего букета.

Осенью прекрасна

Яркая ... (Астра)

— Анютины глазки, гвоздики, лилии, ирисы, ноготки, тюльпаны, пионы, гладиолусы, розы, георгины, астры – это … садовые цветы.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, цветы с клумбы по описанию узнали.

Пальчиковая игра «Садовые цветы».


Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия садовых цветов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес к садовым цветам.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, садовые цветы вспоминаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения,

дети выполняют движения вместе с педагогом,

проговаривают названия садовых цветов.


Есть у нас цветочный сад,

Покажем ладони обеих рук

с разжатыми пальцами.

там волшебный аромат.

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

На клумбах садовые цветы, необычной красоты. 

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Гладиолусы,

гвоздики,

астры,

бархатцы,

ноготки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

(Дети проговаривают словосочетания).

Гладиолусы,

гвоздики,

астры,

бархатцы,

ноготки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, с мизинца загибаем пальцы на левой руке.  

(Дети проговаривают словосочетания).

Из цветов составляют букеты,

подбирая цветок за цветком.

Скрещиваем руки в запястьях,

растопыриваем пальцы обеих рук.

И душистое свежее лето букеты приносят в наш дом.

Шевелим пальчиками обеих рук.


— Чудесно, дети! Пальчиками играли, садовые цветы назвали.




Пальчиковая игра «Лето».


Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, что было летом, вспоминаем.

Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, приметы лета запоминайте.

Педагог читает текст и показывает движения,

дети выполняют движения вместе с педагогом.


Лето красное

пришло,

Поочерёдно поднимаем и

опускаем кисти рук.

Летние месяцы

привело.

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

В июне

Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

Много света

И тепла.

Летняя гроза.

Радуга-дуга.

На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

В июле

Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

Жара,

Тёплая вода.

Ягоды,

Цветы.

На каждое слово – явление поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

В августе

Ладони параллельно

друг другу.

Ягоды,

Орехи,

Грибы,

Овощи,

Фрукты.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу.

Лето провожаем,

осень встречаем.

На каждое слово

сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем.


— Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о лете вспоминали.



Русские загадки, пословицы, поговорки


  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. – Книга.

  • Без языка, без голоса, а все расскажет. – Книга.

  • Хорошая книга – лучший друг.

  • Книга наш друг, без неё, как без рук.

  • Книга поможет в труде, выручит и в беде.

  • Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

  • Меньше говори, да больше слушай.

  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  • Люди тянутся к знаниям, как растения к солнцу.

  • Кто любит науки, тот не знает скуки.

  • Знания лучше богатства.


Ситуации общения

«Знания лучше богатства».


Задачи. Развивать познавательный интерес детей. Побуждать использовать в речи пословицы. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.


Разговор «Умный человек».


— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Народная мудрость гласит: умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Дети, как вы думаете, что это значит?

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, если человек много говорит, это не значит, что он умный. Умный тот человек, кто много знает, и правильно отвечает на вопросы, коротко, но точно.










Разговор «Люди тянутся к знаниям».


— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Народная мудрость гласит: люди тянутся к знаниям, как растения к солнцу. Дети, как вы думаете, что это значит?

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, солнце даёт растениям силу для роста, развития, так и знание помогает людям духовно расти. Люди тянутся к знаниям, как растения к солнцу.


Разговор «Знания лучше богатства».


— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему в народе говорят: знание лучше богатства?

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, богатство можно потерять, а знания никогда не потеряешь. Будут знания, будет и богатство.


Разговор «Книга знаний».


— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: книгу знаний открываем, что-то новое узнаем?

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

Книга – это источник знаний. Книга наш друг, без неё, как без рук. Дети, книги читаем, много нового узнаем.









Источники художественных произведений


  1. Александрова З. Н. «Пятеро из одной звёздочки», Москва, «Детская литература», 1970г.

  2. Александрова З. Н. «У нас в квартире», Москва, Детгиз, 1949 г.

  3. Башмаков П. К. «Стихи малышам». Куйбышев, 1956 г.

  4. Баруздин С. А. «Про Светлану» Москва, Детгиз, 1955 г.

  5. Берестов В. Д. «По дороге в первый класс». Москва, «Малыш», 1988 г.

  6. Бианки В. В. «Синичкин календарь». Ленинград, Детгиз, 1950 г.

  7. Забила Н. Л. «Маленькая школьница». Москва, Детгиз, 1952 г.

  8. Маршак С.Я. «Круглый год». Москва, «Детская литература», 1966 г.

  9. Маршак С.Я. «Школьные товарищи». Москва, Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937 г.

  10. Осеева В. А. «Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2». Москва, «Детская литература», 1985 г.

  11. Панфилова М. А. «Лесная школа». Москва, 2000 г.

  12. Сборник «Загадки». Москва, Детиздат, 1936 г.