Методическая разработка.
Консультация для воспитателей:
Тема: «Применение упражнений для автоматизации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед Е. К. Сумина
г. Лабытнанги,
2020 г.
Цель: предоставление и распространение личного педагогического опыта для воспитателей.
Задачи.
1. Способствовать созданию условий для профессионального развития воспитателей, в ходе которого приобретается опыт по применению речевых упражнений для автоматизации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Внедрение новых упражнений в индивидуальную работу по развитию речи.
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Что такое автоматизация звуков?
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи, легче доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.
Для автоматизации звуков в слогах и словах я предлагаю использовать следующие игры и речевые упражнения.
Автоматизация звуков с помощью речевого упражнения «Рифмовки». (Воспитатели читают рифмовки).
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
- «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
- «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
- «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок.
«Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
«Волшебная бусы». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Бродилки», «Ходилки», «Лабиринты».
Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
В предложениях, в связной и самостоятельной речи для автоматизации звуков, целесообразно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, проговаривание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, можно использовать эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ?
Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.