СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "Урожай". Чтение художественной литературы в средней группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 4 – 5 лет по теме "Урожай ".  Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "Урожай". Чтение художественной литературы в средней группе».»

Консультация для воспитателей

«Тема "Урожай".

Чтение художественной литературы в средней группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека», — писал Вольтер.

Первая половина сентября. Тема недели «Урожай». Основные задачи на этой неделе: расширять знания детей об овощах и фруктах, пополнять и активизировать словарь детей.

Побеседовать с детьми об овощах на огороде нам поможет стихотворение Владимира Александровича Степанова «Что такое огород?»

Учим детей употреблять существительные с обобщающим значением, читая стихотворение Татьяны Анатольевны Куликовской «Овощи и фрукты».

На прогулке, поливая овощи, читаем детям стихотворение Елены Александровны Благининой «Не мешайте мне трудиться».

Если в меню детей арбуз, уместно чтение стихотворения Зинаиды Николаевны Александровой «Арбуз».

Расскажем детям, что можно приготовить из огурцов и познакомим детей со стихотворением Татьяны Андреевны Шорыгиной «Свежий огурчик».

Рассматривая яблоки, читаем детям загадку Анны Алексеевны Рождественской и стихотворение Евгении Урусовой «Яблоки».

Читая стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», в переводе с польского Сергея Владимировича Михалкова, рекомендовано для чтения программой «Развитие», напомним детям, что овощи – полезная еда, витаминами полна.

Рассказывая детям о фруктах, читаем детям стихотворение Овсея Овсеевича Дриза «Мальчик и дерево», в переводе с еврейского Генриха Вениаминовича Сапгира. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».

Рассказ Елены Александровны Благининой «И вот этак, и вот так» поможет разучить новую игру. Поддерживайте интерес детей к пальчиковым играм.

Наблюдая за тем, как солнце то прячется за облака, то выглядывает, читаем детям русскую народную закличку «Солнышко–вёдрышко, прогляни, просвети».

Подвижная игра поможет вам познакомить детей с потешкой «Огуречик», считалкой «Вышла мышка».

Думаю, что белорусская народная сказка «Пых», в переводе Н. Мялик, понравится детям. Данное произведение рекомендовано для чтения во второй младшей группе программами «От рождения до школы», «Радуга», в средней группе программами «Развитие», «Детство».

Сказка болгарского писателя Ран Босилек «Дед и репка», в переводе Лорины Дымовой, напомнит детям русскую народную сказку «Репка».

С детьми 4-5 лет можно провести театрализованную игру по русской народной сказке «Репка». В этом возрасте мы формируем умение детей разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению, используя для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику).

Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, обогащает словарь, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.




Примерный список литературы для чтения детям 4 – 5 лет.

Тема «Урожай».


Сказки

  1. Белорусская народная сказка «Пых». Перевёл с белорусского Н. Мялик.

  2. Босилёк Ран «Дед и репка». Перевела с болгарского Лорина Дымова.

Рассказ

  1. Благинина Е. А. «И вот этак, и вот так».

Стихотворения

  1. Александрова З. Н. «Арбуз».

  2. Благинина Е. А. «Не мешайте мне трудиться».

  3. Дриз О. О. «Мальчик и дерево». Перевёл с еврейского Г. В. Сапгир.

  4. Куликовская Т. А. «Овощи и фрукты».

  5. Рождественская А. А. «Круглое, румяное». Загадка.

  6. Тувим Ю. «Овощи». Перевёл с польского С. В. Михалков.

  7. Урусова Е. «Яблоки».

  8. Шорыгина Т. А. «Свежий огурчик».

Малые формы фольклора

  1. Русская народная закличка «Солнышко–вёдрышко, прогляни, просвети».

  2. Русская народная потешка «Огуречик». В обр. М. А. Булатова.

  3. Считалка «Вышла мышка».

  4. Пальчиковая игра «Огород».


Стихотворения


Татьяна Анатольевна Куликовская

«Овощи и фрукты».


Зреют овощи на грядках

В огороде по порядку:

Репа, тыква, лук, томат,

Баклажан, укроп, салат.

А в саду поспели фрукты,

Витаминные продукты:

Груша, киви, апельсин,

Слива, персик, мандарин.


— Дети, какие овощи вы знаете?

— Какие овощи вы любите?

— Дети, какие фрукты вы знаете?

— Какие фрукты вы любите?










Владимир Александрович Степанов

«Что такое огород?»

В сокращении.


Задачи. Расширять знания детей об овощах и месте, где растут овощи – огороде. Формировать умение детей внимательно и заинтересовано слушать стихотворения. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову.

Материал к деятельности: картинки или фотографии огорода, овощей.

Чтение.

— Дети, по вашему мнению, что такое огород?

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Дыни сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Огород – это место, где растут овощи. Дети, я прочитаю описание овощей, а вы догадайтесь, какой овощ, описал поэт. Слушайте внимательно!

Я, друзья, бываю разный

Жёлтый, розовый и красный.

Я красивый, я опрятный,

Любят все мой сок томатный.


— Правильно! Это помидор. Второе имя помидора – томат. Поэтому сок из помидоров называют томатный.

Никогда он не грустит,

А хрустит, хрустит, хрустит.

Хочешь, так подай на стол,

Хочешь брось его в рассол.


— Правильно! Это огурец. Огурцы едят свежие и солёные. Чтобы огурец стал солёным, его кладут в рассол. Рассол – это вода с солью и пряностями.

Под землёй росла девица,

Но свежа и круглолица.

Громко лает пёс Артошка:

— Гав-гав-гав – привет, … картошка


Картошка растёт под землёй. Дети, а какие овощи вы знаете?

Дети называют овощи, педагог показывает фотографии или картинки.

— Дети, овощи – полезная еда, витаминами полна. Кушать овощи не забывайте, здоровье укрепляйте.










Юлиан Тувим «Овощи».

Перевёл с польского Сергей Владимирович Михалков.


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юлиана Тувима «Овощи». Поддерживать интерес детей к овощам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».


Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ...


Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..


Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!


— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, что хозяйка с базара домой принесла?

— Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

  • Для чего хозяйку нужны были овощи?

— И суп овощной оказался не плох!


— Дети, овощи – полезная еда, витаминами полна. Овощной суп кушать не забываем, здоровье укрепляем.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».











Исследование «Яблоки».


Задачи. Продолжать знакомить детей с фруктами. Дать представления о пользе яблок для здоровья человека. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства, включая разные органы чувств. Обогащать речь детей прилагательными.

Материал к деятельности.

Корзина, прикрытая салфеткой. В корзине чистые целые яблоки разного цвета и размера. Блюдца на каждого ребёнка. Нож в защитном чехле для педагога и разделочная доска.

Беседа.

Попросить детей перед исследованием вымыть руки с мылом.

— Дети, подскажите мне, что на яблоне растёт?

— На яблоне растут яблоки.


Анна Алексеевна Рождественская

«Круглое, румяное».

Загадка


Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай мамочка», — скажу.


Педагог открывает салфетку

— Дети, расскажите, пожалуйста, яблоки, какие?

— Яблоки круглые, большие и маленькие, красные, зелёные или жёлтые. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, как описала яблоки поэтесса.


Евгения Урусова

«Яблоки».


Яблоки печёные,

Свежие, мочёные

До чего ж приятные.

Лучше нет еды.


Розовые, красные

Все по вкусу разные

Очень ароматные

Сочные плоды.

Всем давно известно:

Кушать их полезно.

От любой хворобы

Будут хороши.


Яблоко на ужин

Съел – и врач не нужен.

Быть здоровым чтобы,

Ешьте от души!


— Дети, вы любите яблоки?

Педагог разрезает яблоки на четыре части и предлагает угощение детям.

— Дети, вдохните носиком глубоко, глубоко. Вы чувствуете аромат яблок?

— Попробуйте яблоко на вкус. Дети, какой вкус у яблок?

Вкус яблок может быть сладкий, кислый или сладко-кислый. Яблоки полезны для здоровья, в них много витаминов.


Внимание: у некоторых детей может быть аллергия на яблоки.







Зинаида Николаевна Александрова

«Арбуз».


Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.


Где ж поспел арбуз такой,

Как варенье сладкий?

Неужели под Москвой,

На колхозной грядке?


Угадали! Наш арбуз

Вырос в Подмосковье.

Сочен, сладок он на вкус –

Ешьте на здоровье!


Татьяна Андреевна Шорыгина

«Свежий огурчик».


Среди листьев изумрудных
Спрятался огурчик.
Отыскать его нетрудно –

Вот же он, голубчик!


Он блестящий
И колючий,
Он хрустящий
И пахучий.


Положу его в салат,
То-то будет аромат!


Елена Александровна Благинина

«Не мешайте мне трудиться».


Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте,

Пейте,

Не жалейте!

А хотите –

В лейку

Лейте,

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьёт!


Овсей Овсеевич Дриз

«Мальчик и дерево».

Перевёл с еврейского

Генрих Вениаминович Сапгир.


Дерево,
 Послушай.
 Подари мне
 Грушу!

   
  Всей листвой на солнце
  Дерево смеётся:
  Ветку, мальчик, не тряси.
  Нету груши у меня.
  Лучше яблок попроси,
  Я ведь — я-бло-ня.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Развитие».












Рассказ


Елена Александровна Благинина

«И вот этак, и вот так».


Эта игра простая – мы научились в неё играть быстро.

Прежде всего посчитаемся и выберем Гостьюшку, а сами станем в круг. Гостьюшка наденет платочек, войдёт в середину круга, поклонится и скажет:

— Вот и я пришла к вам в гости!

А мы ей хором: — Очень рады, что пришли!

Гостьюшка улыбнётся, на всех поглядит и спросит:

— Расскажите мне, ребята,

Как денёк вы провели?

Мы опять дружно отвечаем:

— Все расскажем по порядку —

Утром делали зарядку!

— Как? – спрашивает Гостьюшка.

— Вот этак и вот так, ещё этак и вот так! — отвечаем мы и показываем, как мы делаем зарядку.

— А потом? — спрашивает Гостьюшка.

— За завтрак сели,

без остатку все поели!

— Как?

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

И мы показываем, как едим кашу, пьём молоко, утираемся салфетками и благодарим за завтрак.

— А потом?

— Гулять ходили,

пёстрых бабочек ловили.

— Как?

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

Мы показываем, как ловим сачками бабочек.

— А потом?

— Потом купались,

в речке плавали, плескались.

— Как?

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

Мы ложимся на ковёр, кувыркаемся, плещемся, плаваем.

— А потом?

— Катались в лодке,

в лёгкой лодке‑быстроходке!

— Как? — спрашивает Гостьюшка.

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

Мы садимся друг против друга и как будто гребём вёслами.

— А потом?

— Пололи грядки,

поливали их из кадки.

— Как?

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

Мы показываем, как полем, носим воду, поливаем грядки.

— А потом?

— Обедать сели,

с аппетитом все поели!

— А потом?

— Легли потом,

и заснули крепким сном.

— Как?

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так!

Мы укладываемся на ковёр, закрываем глаза, посапываем, похрапываем. Тогда Гостьюшка говорит:

— Ну, я вижу, ребятишки,

День вы славно провели.

До свиданья!

Мы вскакиваем, кланяемся и кричим:

— До свиданья!

Очень рады, что пришли!

Приходите завтра днём,

Мы вам песенку споем!

— Как? — спрашивает Гостьюшка.

Мы запеваем песню. Когда она кончается, Гостьюшка говорит:

— Я не очень‑то спешу,

Коль попросите спляшу!

— Как? –—кричим мы.

— Вот этак и вот так,

ещё этак и вот так! — приговаривает Гостьюшка и пускается в пляс.

А мы пляшем вокруг неё. Весело!














Сказки


Белорусская народная сказка «Пых».

Перевёл с белорусского Н. Мялик.


Задачи. Познакомить детей с белорусской народной сказкой «Пых». Формировать умение детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей. Поддерживать интерес детей к овощам.

Чтение.

Педагог показывает репку.

— Садитесь, детки, поудобней, да послушайте белорусскую сказку «Пых».


Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свеколкой, прошёл грядку с морковкой... А вот и репка растёт.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?»

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки...
Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

— Ну что, дед, принёс репку?

— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!

— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой.

Идёт бабка, торопится... А вот и репка.

Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?»

Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на деда с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит:

— Я принесу репку!

Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?»

Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:

— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.

А на грядке кто-то снова как запыхтит: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!»

Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит: «Пшш-ппы-ы-хх!»


Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!»

Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку.
Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила – и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

— А где же репка?

— А вот вам и репка!

Обрадовались тут дедка с бабкой:

— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот – Пых страшный? Не испугалась ли ты его?

Раскрыла тут Алёнка передничек: — А вот вам и Пых!

Засмеялись старички: — Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!


— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Вопросы к детям.

  • Дети, что росло в огороде у бабушки с дедушкой?

— Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка жёлтенькая.

  • За каким овощем ходили дедушка и бабушка в огород?

— Захотелось однажды дедусе репки покушать.

  • Почему дедушка с бабушкой не принесли репку?

— Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: «Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?»

Испугался дед и бежать.

— Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:

Испугалась бабка да бежать.

  • Дети, сказка называется «Пых». Пых – это кто?

— Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит: «Пшш-ппы-ы-хх!»

Засмеялась девочка: — Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

  • Дети Алёнка не испугалась ёжика, она какая?

— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!

  • Дети, вам понравилась белорусская сказка «Пых?


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения во второй младшей группе программами «От рождения до школы», «Радуга», в средней группе программами «Развитие», «Детство».








Ран Босилек «Дед и репка».

Перевела с болгарского Лорина Дымова.


Задачи. Познакомить детей с болгарской народной сказкой «Дед и репка». Воспитывать умение детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Учить детей связывать содержание пословиц с текстом сказки.

Материал к деятельности. Настольный театр «Репка» или магнитные фигурки.

Чтение.

— Дети, расскажу я вам сказку, сказку иностранную, болгарскую. Называется сказка «Дед и репка».

Педагог рассказывает сказку и показывает сказку с помощью фигурок.


В огороде грядки дед держал в порядке.

И выросла там репка – кругла, желта и крепка. Обрадовался дедка, тащить собрался репку, да только силы мало.

Тут бабка прибежала. Бежала, торопилась, за деда ухватилась. Ухватилась крепко. Вместе тянут репку, аж земля трясётся – репка не даётся!

Стали внучку кликать:

— Помоги, Иглика! Вырвать репку нужно.

А ну-ка разом, дружно!

Тянут репку вместе, а она – ни с места.

Все устали. Жарко. А тут – собака Шарка:

— Что ж, помогу, раз нужно!

А ну-ка разом, дружно!

Все тянут репку вместе, а она – ни с места!

Мимо по дорожке пробегала кошка. Попросили кошку им помочь немножко. Кошка согласилась, за Шарку ухватилась. Тянут репку вместе, а она – ни с места!

Ну, это уж слишком! Зовут на помощь мышку.

Мышка прибежала. Пусть сил у мышки мало, трясётся от испуга, но разом, друг за друга все ухватились крепко и – вытащили репку!

Друг друга поздравляют, всех в гости приглашают. Гуляли, ели, пили – неделю сыты были.


— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Вопросы к детям.

  • Дети, на какую русскую народную сказку похожа эта болгарская сказка.

— Правильно! На русскую народную сказку «Репка».

  • Дети, мышка всем хвасталась, что это она вытащила репку. Вы с ней согласны?

  • Смогла бы мышка одна вытащить репку?

В одиночку – слабы, вместе – сильны. Все вместе репку тянули, вот и вытянули.








Малые формы фольклора


Задачи. Знакомить детей с русскими народными закличками.


Русская народная закличка

«Солнышко–вёдрышко».


Солнышко–вёдрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зелёную.

На грушицу кудрявую,

Берёзку кучерявую!


Пальчиковая игра «Огород».


Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.


— Дети, в пальчиковую игру играем, овощи изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, стихотворение читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия овощей.


Вышла Таня в огород

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

Сколько у неё хлопот!

Пальцы рук к вискам,

покачаем головой влево – вправо.

Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку:

Руки в стороны, ладонями вверх,

плечи вверх – вниз.

Помидоры, лук, капуста,

И горошек очень вкусный.

Репа,

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

(Дети проговаривают

названия овощей).

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.

огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

Всё!

Полили!

Два раза энергично встряхиваем кисти рук.


— Великолепно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, овощи назвали.


Подвижная игра «Огуречики».


Задачи. Поддерживать интерес детей к закличкам, считалкам, потешкам. Формировать умение детей осознанно выполнять ведущую роль в подвижной игре, правильно ловить сверстников. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Развивать ловкость, увёртливость, быстроту реакции. Воспитывать смелость и выдержку.

Игровой материал: шапочка мышки.

Подготовка к игре. На одной стороне площадки очерчивается норка мышки. На другой — обозначается дом, в котором живут дети. Домом может быть веранда.

Игра.

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, подвижная игра называется «Огуречики». Волшебство начинаю, в огуречики нас превращаю. Любят огуречики мышку дразнить. Идут к норке мышки да приговаривают

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

— Услышит мышка слово «отгрызёт», да как выскочит, да как выпрыгнет. Огуречики от мышки домой, на веранду, убегают. Мышка детей пытается поймать, лапкой задевает, но сильно не толкает.

Педагог показывает, как правильно ловить (башить),

прикасается к ребёнку, задевая ладонью плечо или спину.

— Кого мышка лапкой задела, тот в мышиную норку идёт. Как только огуречики добежали до своего дома, пересекли линию безопасности, мышка останавливается и уходит в свою норку, считать детей.

Педагог показывает детям дом и линию, до которой мышка может поймать детей.

— Дети, кто хочет стать мышкой?

— В круг встаём, выбор начнём. Выбираем считалкой мышку. (Из желающих детей).

Считалочка

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть который час.

Раз – два – три,

Мышкой будешь ты!

Педагог одевает шапочку мышки на ребёнка. Мышка идёт в норку.

— Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • Смелость проявляем, близко к норке мышки подбегаем.

  • Мышка выбегает, а дети убегают после слова «отгрызёт».

  • Кого мышка забашила, самостоятельно идёт в норку.

  • Мышка ловит детей до линии безопасности.


— Дети, внимание! Игра начинается!

Педагог участвует в игре, ведёт детей к норке мышки, контролирует соблюдения правил игры, безопасность детей. После того, как мышка вернулась в норку, педагог считает вместе с мышкой пойманных детей. Игра повторяется, выбирается новый водящий. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.


Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский

Театрализованная игра

«Репка».


Задачи. Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению, использовать для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику). Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.


Предварительная работа.

  • Чтение сказки «Репка».

  • Пересказ сказки с опорой на заместители.

  • Распределение ролей.

  • Подготовка к театрализованной игре.


Оборудование игровой зоны.

Сцена – свободное место в группе, желательно с ковром.

  1. На заднем плане дом бабки и деда.

  2. Справа – плита или шкафчик с посудой, стол и три стула

  3. Инструменты: лопата, лейка.

  4. Слева – диванчик или стулья.

  5. Ближе к зрителям – огород, справа пуфик.

  6. Возле пуфика большое растение.


Музыкальное сопровождение.

Музыкальный руководитель.

















Роли.

Репкав жёлтой накидке, зелёная шапочка.


Дед

Бабка

Внучка Машенька

Собачка Жучка

Кошка Мурка

Мышка




Игра.

Бабка, дед и внучка в домике, звери сидят слева на диванчике. Репка – за растением.

— Сегодня в нашем театре премьера сказки «Репка». Уважаемые зрители, сказку нашу посмотрите, игру артистов поддержите. Артистам выступать не мешайте, тишину соблюдайте. В конце сказки аплодировать не забывайте.

Внимание! Сказка начинается!!


Сценарий сказки «Репка».


Сцена 1.

Педагог – сказочник

— Жили да были в одной деревне дед, бабка да внучка.

И вместе с ними жили собачка Жучка, кошка Мурка да мышки.

Педагог показывает на артистов.


Примечание. Если мальчик, то кот Мурзик. А мышек может быть несколько.


Бабка и внучка накрывают на стол.

Бабка

— Дед, иди в огород, посади репку. Вырастит репка, сварим мы из неё вкусную кашу.

Дед берёт лопату, идёт в огород, подходит к пуфику, копает.

Затем выводит репку из-за растения. Репка садится на ковёр возле пуфика.

Дед возвращается в дом.

Дед

— Бабка, посадил я репку. Иди её полей.

Бабка берёт лейку, идёт в огород, поливает репку.

Репка садится на пуфик. Бабка возвращается в дом.


Сцена 2.

Бабка

— Выросла репка большая, пребольшая. Дед, пойди, её вытяни.

Дед идёт в огород, берёт репку за руки и плавно тянет на себя.

Репка тянет деда обратно. И так несколько раз.


Примечание. Предупредить детей, что нельзя резко дёргать, а надо тянуть плавно туда и обратно.


Дед

— Тяну – потяну. Тяну – потяну.

Дед отпускает руки репку, поворачивается лицом к зрителям,

разводит руки в стороны, удивлённо пожимает плечами.

— А вытянуть не могу! Позову-ка я бабку.

Дед поворачивается лицом к дому.

— Бабка, бабка! Пойдём репку тянуть.


Сцена 3.

Бабка подходит к деду. Дед берёт репку за руки, бабка кладёт руки деду на талию.

Дети плавно качаются вперёд – назад.

Бабка и дед

— Тянем – потянем. Тянем – потянем.


Дети опускают руки, поворачиваются лицом к зрителям,

разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами.

— А вытянуть не можем!

Дед

— Бабка, позови внучку.

Бабка поворачивается лицом к дому.

Бабка

— Внучка, Машенька! Пойдём репку тянуть.

Внучка

— Иду, бабушка, иду!


Сцена 4.

Внучка выходит в огород. Дед берёт репку за руки, бабка кладёт руки деду на талию,

внучка кладёт руки бабке на талию. Дети плавно качаются вперёд – назад.

Все

— Тянем – потянем. Тянем – потянем.

Дети опускают руки, поворачиваются лицом к зрителям,

разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами.

Все

— А вытянуть не можем!

Бабка

— Внучка, позови Жучку.

Внучка поворачивается лицом к дому.

Внучка

— Жучка, Жучка! Пойдём репку тянуть.

Жучка

— Гав! Гав! Иду!


Сцена 5.

Жучка выходит в огород. Дети встают в цепочку и плавно качаются вперёд – назад.

Все

— Тянем – потянем. Тянем – потянем.

Дети опускают руки, поворачиваются лицом к зрителям,

разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами.

Все

— А вытянуть не можем!

Внучка

— Жучка, позови кошку.

Жучка поворачивается лицом к дому.

Жучка

— Мурка, Мурка! Пойдём репку тянуть.

Кошка

— Мяу! Мяу! Иду!


Сцена 6.

Кошка выходит в огород. Дети встают в цепочку и плавно качаются вперёд – назад.

Все

— Тянем – потянем. Тянем – потянем.



Дети опускают руки, поворачиваются лицом к зрителям,

разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами.

Все

— А вытянуть не можем!

Жучка

— Мурка, позови мышек.

Кошка поворачивается лицом к дому.

Кошка

— Мышки, мышки! Помогите нам репку тянуть.

Мышки

— Пи-пи-пи! Идём!


Сцена 7.

Мышки выходят в огород. Дети встают в цепочку и плавно качаются вперёд – назад.

Все

— Тянем – потянем. Тянем – потянем. Тянем – потянем.

Все дети опускают руки. Репка встаёт на ноги.

Все

— Вытянули репку.

Дед и бабка берут Репку за руку и выводят её на середину сцены.

Дети встают вокруг репки в хоровод.

Дети поют и танцуют.


Дети

Репка

Репка, репка, вот она!

Соку спелого полна.

Дети показывают на репку.

Руки на пояс, пружинка.

Руки полочкой, пружинка


Ой, лю-ли! Ой, лю-ли!

Соку спелого полна.

Дети берутся за руки.

Идут по кругу.

Кружение


Так свежа, и так душиста,

Так румяна, золотиста.

Дети показывают на репку.

Руки на пояс, пружинка.

Руки полочкой, пружинка


Ой, лю-ли! Ой, лю-ли

Так румяна, золотиста.

Дети берутся за руки.

Идут по кругу.

Кружение


Будто мёдом налилась

Видно вкусной родилась.

Дети показывают на репку.

Руки на пояс, пружинка.

Руки полочкой, пружинка


Ой, лю-ли! Ой, лю-ли

Видно вкусной родилась.

Дети берутся за руки.

Идут по кругу.

Кружение



Все дети встают в шеренгу, общий поклон.

















Источники художественных произведений.


  1. Александрова З. Н. «Ветер на речке». Москва, «Детская литература», 1971 г.

  2. Благинина Е. А. «Не мешайте мне трудиться». Москва, «Детская литература», 1985 г.

  3. Благинина Е. А. «Осень спросим». Москва, «Детская литература», 1956 г.

  4. Дриз О. «Мальчик и дерево». Москва, «Детская литература», 1976 г.

  5. Куликовская Т. А. «100 упражнений для формирования словаря дошкольников». Москва, АСТ. Астрель, 2009 г.

  6. Рождественская А. А. «Сто загадок – сто отгадок». Москва, «Малыш», 1972 г.

  7. Сборник «Бесценные алмазы». София, «Болгарский художник», 1981 г.

  8. Сборник «Радуга дуга». Русские народные песенки, потешки, прибаутки. Москва, «Детская литература», 1969 г.

  9. Сборник «Репка». Москва, «Детская литература», 1979 г.

  10. Сказка «Пых». Москва, «Малыш», 1987 г.

  11. Степанов В. А. «Родная природа». Москва, «Фламинго», 2003 г.

  12. Тувим Ю «Детям». Москва, «Детская литература», 1964 г.

  13. Фёдорова Г. П. «На золотом крыльце сидели». Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2000г.

  14. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» Москва, «Гном и Д», 2009 г.