«Уровень подготовки и проведения родительского собрания в группах»
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.
Существуют разнообразные формы и методы работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
Родительские собрания – одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Но сегодня детские дошкольные учреждения пересматривают формы и содержание родительских собраний.
К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей просто пассивна, и не научена занимать выразительную роль на родительских собраниях. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными ДОУ? Как вывести родителей из пассивной позиции?
В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор.
Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.
Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали весну», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, которые соответствуют теме мероприятия. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.
Каковы же условия успешного проведения родительского собрания?
1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания.Серьезно продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администрацию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне
Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.
2. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании — активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.
3. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
4. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка.
В ходе собрания обсуждаются интересные темы, предлагаются нестандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
Вручение дипломов, медалей, памятных лент «Самой дружной семье», благодарственные письма на предприятия и другие методы поощрения родителей – мощный стимул активизации родителей.
Мероприятия по подготовке к родительскому собранию.
Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки:
1) выбор темы;
2) определение его целей и задач;
3) изучение научно-методической литературы;
4) проведения диагностического микроисследования;
5) определения вида, формы и этапов родительского собрания;
6) приглашения родителей и других его участников;
7) составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;
8) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
1. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
2. В подготовке собрания дети – главные участники. Они изготавливают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового и природного материалов и вручают их родителям.
Изготовление:
• приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до собрания.
Для родителей детей младшей группы приглашения изготавливают дети старших групп, но малыши тоже принимают участие: готовят отдельные детали, дорисовывают.
• памяток с советами.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
•плакатов.
2 .Подготовка конкурсов по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
3. Подготовка выставок по теме собрания.
Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
4. Запись на магнитофон ответов детей.
5. Приглашение сказочного героя.
6. Проведение заседания родительского комитета (за месяц до собрания), на которое вынести следующие вопросы:
а) распределение обязанностей по подготовке собрания.
Назначаются ответственные за:
– музыкальное оформление;
– организацию конкурсов;
– оформление группы и столов.
– подбор оборудования
На столах для родителей, расставленных по кругу: карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, записные книжки, а также карандаши, детские работы.
Продолжительность собрания – 1-1,5 час
(40 минут – с родителями и 20 минут — с участием детей).
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Главная задача любого информатора – сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.
Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию “снизу».
Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: “С начало мы с вами…”, “Затем мы рассмотрим…”, “В конце разговора нам с вами предстоит…”. Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
– Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
– Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе.Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы.
Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление “детских грехов”.
Психолого–педагогическое просвещение Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: “Я вас понимаю!”, “Я с вами согласен!”.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.
(см. приложение 1. Буклеты для воспитателей.)
Список литературы:
Аралова М.А. «Десять золотых правил проведения родительских собраний» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015 - № 5. - с. 94-9
Белая К.Ю., Горелова О.П., Синицина Т.В. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 4. - с. 28.
Ветохина А.Я., Крылова Д.Ю., Сертакова Н.М., Голова О.В. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС Волгоград: Учитель. - 2015. - с. 3.
Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 2. - с. 22.
Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - с. 23.