СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО»»

Консультация для воспитателей


«Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО»


Событием для дошкольных организаций является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который, как известно, вошел в силу с января 2014г. и определяет работу детских садов как образовательных учреждений первого уровня общего образования. Этот документ ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства, заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу.

Образовательные области Стан­дарта («Познавательное раз­витие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное раз­витие» и «Художественно-эстетиче­ское развитие») позволяют полно­ценно реализовать всю систему экологического воспитания дошколь­ников.

Прежде всего обратимся к основ­ным положениям документа. Стан­дарт направлен на решение ряда за­дач, одной из которых является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмо- ционального благополучия. Другой задачей является «создание благо- приятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и ин- дивидуальными особенностями и склонностями». Еще одна важная задача - формирование общей культуры личности детей, в том числе цен­ностей здорового образа жизни, раз­витие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, фи­зических качеств, инициативности, са­мостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Важным является положение Стан­дарта о создании развивающей об- разовательной среды, которая должна пред­ставлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компо­нентом такой среды является предметно-пространственное обустройство детского сада, позволяющее реализовывать все образова­тельные области, формировать систему отно­шений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому. Такая предметная среда должна способствовать решению по­ставленных задач, профессиональному разви­тию педагогических работников, обеспечению открытости учреждения, созданию условий для участия родителей в образовательной дея­тельности.

Во ФГОС ДО (п.3.3) подчеркивается: «Раз­вивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию об­разовательного потенциала пространства ор­ганизации, группы, а также территории, при­легающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». И далее: такая пред­метная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, де­тей и взрослых, она должна быть содержа­тельно насыщенной, доступной и безопасной.

Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение по­ставленных задач?

В последние годы санитарно-эпи­демиологической службой из групп детского сада были удалены уголки природы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.1.2660-10. запрещает содержание в группе в уголке природы - аква­риума (другие объекты были запрещены раннее). То же самое можно сказать и о комнат­ных растениях, которые, фактически, вытес­аны из групповых помещений. В документе дается разрешение на выделение специ­альной комнаты для объектов природы (зимний сад, комната или кабинет природы). Детям запрещено трудиться, т.е. их лишают практической деятельности в природе - очень ценного компонента общей системы воспитания. Можно утверждать, что ссылка на аллергию детей - это ширма, за которую прячутся чиновники, не обременяющие себя необходимостью вы­явления истинного положения дел и не осо­знающие всей значимости экологического об­разования и воспитания. В детских садах дей­ствительно имеются дети-аллергики, но это отдельные дети, главным образом с пищевой аллергией, возникающей на фоне недоброка­чественного питания людей вообще. В этой ситуации СанПиН должен быть предло­жен дифференцированный (индивидуальный) подход к детям, а не лишение всех ребят общения с природой в помещении группы и ин­тересной практической деятельности.

Во всех возрастных груп­пах всегда существовали добротные уголки природы, на территории учреждения кроме хорошего озеленения выращивались фрукто­вые сады, заводились огороды. Все это, а также экскурсии за пределы ДОУ обеспечи­вали непосредственный контакт детей с при­родой и помогали воспитывать правильное от­ношение к ней. Все разработчики программ экологического воспитания до­школьников опираются непосредственно на саму природу, на возможность наблюдать разнообразные явления живой и неживой природы, уникальность и хрупкость любой жизни; ее зависимость от окружающей среды и воз­действия человека могут быть осмыслены детьми только через непосредственный (практический) контакт с ней под направляю­щим присмотром взрослого.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. То есть обо­гащение детского сада природой побуждает пе­дагогов развиваться в этом направлении, что Стандарт ставит как задачу.

Эти обстоятельства выдви­гают необходимость создания уже в настоящее время в дошкольной организации полноцен­ной, обогащенной эколого-развивающей среды. Подробные рекомендации по организации развивающей среды представлены в методическом и учебном пособиях (см., Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Син­тез, 2010; Методика экологического воспита­ния дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2009).

«Экологические про­странства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставлен­ные Стандартом:

Групповой уголок природы включает раз­нообразные комнатные растения (напольные, настенные, в торшерах) и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы!). Уход осуществляют взрослые вместе с детьми. Главная особенность уголка природы: он находится в пространстве жизнедеятельно­сти детей и взрослых, их воспитывающих, соз­дает условия для постоянного контакта и взаи­модействия с живыми существами. Надо спе­циально отметить: наличие аквариума в педагогическом пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже для оздоровления. Большой, правильно оформленный аквариум - это искусственно соз­данная экосистема, в которой все ее компо­ненты (вода, растения, рыбы и улитки, осве­щение, корм, грунт и пр.) находятся в равнове­сии. Такая экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым, и детям законы экологии, связь организма и среды его обита­ния, понять в целом жизнь природного со­общества. Кроме того, аквариум-это красивый объект, который в комплексе с растениями соз­дает прекрасный дизайн помещения, где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации для уставшего педагога и ги­перактивного ребенка.

Комната природы, или зимний сад, или ка­бинет природы находятся в отдельном поме­щении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов: круп­ные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аква­риумах. Могут быть сделаны коллекционные подборки растений (например, влаголюбивые, засухоустойчивые, плодоносящие) и животных. Уход за объектами природы осуществляет спе­циальный человек при обязательном сплани­рованном участии детей. Следует иметь в виду: обозначенные «экологические пространства» удалены от детей и педагогического персонала, поэтому требуется продуманная организация их использования в педагогическом процессе.

Экологический музей (музей природы) на­ходится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, ма­кеты, панорамы природных ландшафтов и эко­систем, географические карты, фотографии, ри­сунки и художественные произведения на тему природы; музей может быть частью экологи­ческого кабинета или лаборатории.

Озеле­нение внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освеще­ние (не должно быть только колючих и ядови­тых растений).

Растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физиче­ское и психическое здоровье людей, т.е. отве­чают задаче, поставленной в Стандарте:

  • в дневное время (на свету) обогащают воз­дух кислородом;

  • увлажняют воздух, снижая его сухость (осо­бенно это значимо в отопительный сезон);

  • собирают на себе пыль, что важно для по­мещения, где дети и взрослые много дви­гаются;

  • многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для групп;

  • некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами;

  • напольные, настенные растения, фитомодули (композиции в торшерах и декоративных ящиках) создают красоту пространства, благо­творно влияющую на эмоциональное состоя­ние людей.

На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологи­ческих пространств:

  • общее хорошее озеленение (разнообра­зие древесных и кустарниковых пород) и мно­жество цветников - общих и групповых. Уход осуществляется садовником при эпизодиче­ском участии персонала ДОО, родителей и де­тей;

  • фруктовый сад и огород - традиционные объекты природной среды дошкольной орга­низации. Для использования в пищу уро­жая овощей и фруктов требуется периодическая замена почвы. В устройстве и уходе за са­дом и огородом участвуют садовник, персонал ДОО, родители и дети;

  • птичий столб - специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц; он функционирует круглый год, так как пригоден для зимней подкормки зимующих птиц и их укрытия в стужу, весеннего гнездова­ния, летнего водопоя птиц;

  • уголок нетронутой природы создается в тех ДОО, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники. Он может сочетаться с хвойным мини-бором; в этом уголке не проводится хозяйственная деятельность (покос травы, сбор листьев), что соз­дает условия для поселения животных и обра­зования экосистемы (например, луговой);

  • мини-поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на кото­рых могут расти лекарственные растения. Они требуют небольшого пространства, создаются педагогами и детьми;

  • мини-ферма: домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теп­лый период года каких-либо сельскохозяй­ственных животных (курица с цыплятами, утка с утятами, кролики, поросенок, козленок). Уход за ними осуществляет специальный человек при участии педагогов и детей;

  • экологическая тропинка - это маршрут по территории детского сада, хорошо озеленен­ного и имеющего интересные природные объ­екты; он разрабатывается старшим воспитате­лем или педагогом-экологом.

Представленные экологические простран­ства позволяют каждому детскому саду вы­брать свой, наиболее оптимальный для его спе­цифики и природно-климатических условий ва­риант насыщения учреждения природой.

Создание стацио­нарной экологической среды в дошкольной ор­ганизации - это непрерывный процесс, кото­рый включает не только организацию экологи­ческих пространств в помещении и на территории, но и их совершенствование, кор­рекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает си­стематически думать и реально заботиться о «братьях наших меньших» - растениях и жи­вотных, находящихся рядом с детьми.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз стано­вится осмысленным и экологически целесооб­разным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у до­школьников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, эколого-развивающая среда - это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых Стандартом. Такие природные условия позво­ляют организовать различные виды образова­тельной деятельности: познавательную (на­блюдение, моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), коммуни­кативно-речевую (разговор, обсуждение, по­вествование), художественно-эстетическую.

Каждое соз­данное в ДОО экологическое пространство мо­жет иметь широкое значение в целом для эко­логического образования населения (а не только воспитанников детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический му­зей могут служить местом для проведения раз­личных мероприятий: родительских собра­ний, семинаров, праздников с участием ветеранов, практи­ческих занятий учащихся из ближайшей школы и студентов педагогического кол­леджа или вуза. Детский сад - это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социу­мом, тем интенсивнее и интереснее осуществ­ляется ее собственное развитие.


Литература:

Дошкольное воспитание №6 2014г. (стр.17)



5