Консультация для воспитателей
«Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО»
Событием для дошкольных организаций является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который, как известно, вошел в силу с января 2014г. и определяет работу детских садов как образовательных учреждений первого уровня общего образования. Этот документ ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства, заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу.
Образовательные области Стандарта («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») позволяют полноценно реализовать всю систему экологического воспитания дошкольников.
Прежде всего обратимся к основным положениям документа. Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмо- ционального благополучия. Другой задачей является «создание благо- приятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и ин- дивидуальными особенностями и склонностями». Еще одна важная задача - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
Важным является положение Стандарта о создании развивающей об- разовательной среды, которая должна представлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компонентом такой среды является предметно-пространственное обустройство детского сада, позволяющее реализовывать все образовательные области, формировать систему отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому. Такая предметная среда должна способствовать решению поставленных задач, профессиональному развитию педагогических работников, обеспечению открытости учреждения, созданию условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Во ФГОС ДО (п.3.3) подчеркивается: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». И далее: такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.
Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?
В последние годы санитарно-эпидемиологической службой из групп детского сада были удалены уголки природы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.1.2660-10. запрещает содержание в группе в уголке природы - аквариума (другие объекты были запрещены раннее). То же самое можно сказать и о комнатных растениях, которые, фактически, вытесаны из групповых помещений. В документе дается разрешение на выделение специальной комнаты для объектов природы (зимний сад, комната или кабинет природы). Детям запрещено трудиться, т.е. их лишают практической деятельности в природе - очень ценного компонента общей системы воспитания. Можно утверждать, что ссылка на аллергию детей - это ширма, за которую прячутся чиновники, не обременяющие себя необходимостью выявления истинного положения дел и не осознающие всей значимости экологического образования и воспитания. В детских садах действительно имеются дети-аллергики, но это отдельные дети, главным образом с пищевой аллергией, возникающей на фоне недоброкачественного питания людей вообще. В этой ситуации СанПиН должен быть предложен дифференцированный (индивидуальный) подход к детям, а не лишение всех ребят общения с природой в помещении группы и интересной практической деятельности.
Во всех возрастных группах всегда существовали добротные уголки природы, на территории учреждения кроме хорошего озеленения выращивались фруктовые сады, заводились огороды. Все это, а также экскурсии за пределы ДОУ обеспечивали непосредственный контакт детей с природой и помогали воспитывать правильное отношение к ней. Все разработчики программ экологического воспитания дошкольников опираются непосредственно на саму природу, на возможность наблюдать разнообразные явления живой и неживой природы, уникальность и хрупкость любой жизни; ее зависимость от окружающей среды и воздействия человека могут быть осмыслены детьми только через непосредственный (практический) контакт с ней под направляющим присмотром взрослого.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. То есть обогащение детского сада природой побуждает педагогов развиваться в этом направлении, что Стандарт ставит как задачу.
Эти обстоятельства выдвигают необходимость создания уже в настоящее время в дошкольной организации полноценной, обогащенной эколого-развивающей среды. Подробные рекомендации по организации развивающей среды представлены в методическом и учебном пособиях (см., Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010; Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2009).
«Экологические пространства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставленные Стандартом:
Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные растения (напольные, настенные, в торшерах) и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы!). Уход осуществляют взрослые вместе с детьми. Главная особенность уголка природы: он находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, их воспитывающих, создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами. Надо специально отметить: наличие аквариума в педагогическом пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже для оздоровления. Большой, правильно оформленный аквариум - это искусственно созданная экосистема, в которой все ее компоненты (вода, растения, рыбы и улитки, освещение, корм, грунт и пр.) находятся в равновесии. Такая экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым, и детям законы экологии, связь организма и среды его обитания, понять в целом жизнь природного сообщества. Кроме того, аквариум-это красивый объект, который в комплексе с растениями создает прекрасный дизайн помещения, где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации для уставшего педагога и гиперактивного ребенка.
Комната природы, или зимний сад, или кабинет природы находятся в отдельном помещении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах. Могут быть сделаны коллекционные подборки растений (например, влаголюбивые, засухоустойчивые, плодоносящие) и животных. Уход за объектами природы осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей. Следует иметь в виду: обозначенные «экологические пространства» удалены от детей и педагогического персонала, поэтому требуется продуманная организация их использования в педагогическом процессе.
Экологический музей (музей природы) находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы; музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.
Озеленение внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений).
Растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте:
в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом;
увлажняют воздух, снижая его сухость (особенно это значимо в отопительный сезон);
собирают на себе пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые много двигаются;
многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для групп;
некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами;
напольные, настенные растения, фитомодули (композиции в торшерах и декоративных ящиках) создают красоту пространства, благотворно влияющую на эмоциональное состояние людей.
На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств:
общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников - общих и групповых. Уход осуществляется садовником при эпизодическом участии персонала ДОО, родителей и детей;
фруктовый сад и огород - традиционные объекты природной среды дошкольной организации. Для использования в пищу урожая овощей и фруктов требуется периодическая замена почвы. В устройстве и уходе за садом и огородом участвуют садовник, персонал ДОО, родители и дети;
птичий столб - специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц; он функционирует круглый год, так как пригоден для зимней подкормки зимующих птиц и их укрытия в стужу, весеннего гнездования, летнего водопоя птиц;
уголок нетронутой природы создается в тех ДОО, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники. Он может сочетаться с хвойным мини-бором; в этом уголке не проводится хозяйственная деятельность (покос травы, сбор листьев), что создает условия для поселения животных и образования экосистемы (например, луговой);
мини-поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения. Они требуют небольшого пространства, создаются педагогами и детьми;
мини-ферма: домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных (курица с цыплятами, утка с утятами, кролики, поросенок, козленок). Уход за ними осуществляет специальный человек при участии педагогов и детей;
экологическая тропинка - это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты; он разрабатывается старшим воспитателем или педагогом-экологом.
Представленные экологические пространства позволяют каждому детскому саду выбрать свой, наиболее оптимальный для его специфики и природно-климатических условий вариант насыщения учреждения природой.
Создание стационарной экологической среды в дошкольной организации - это непрерывный процесс, который включает не только организацию экологических пространств в помещении и на территории, но и их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает систематически думать и реально заботиться о «братьях наших меньших» - растениях и животных, находящихся рядом с детьми.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным и экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, эколого-развивающая среда - это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых Стандартом. Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательной деятельности: познавательную (наблюдение, моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), коммуникативно-речевую (разговор, обсуждение, повествование), художественно-эстетическую.
Каждое созданное в ДОО экологическое пространство может иметь широкое значение в целом для экологического образования населения (а не только воспитанников детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, мини-ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров, праздников с участием ветеранов, практических занятий учащихся из ближайшей школы и студентов педагогического колледжа или вуза. Детский сад - это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социумом, тем интенсивнее и интереснее осуществляется ее собственное развитие.
Литература:
Дошкольное воспитание №6 2014г. (стр.17)
5