«Игра - это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире"
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии.
У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, необходимо использовать много доброжелательности, стараться осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала игровые технологии используются как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми двух - трех лет основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, использую фронтальные игровые ситуации. Это игры как Хороводные, Догонялки и Выдувание мыльных пузырей.
В дальнейшем необходимо добиваться, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В практической деятельности используют следующие игровые технологии:
- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.
В отличии от игры вообще, игровая технология обладает существенным признаком – четко обучение и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Целевые ориентации игровой технологии
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, колликтивизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Дети младшего дошкольного возраста охотно играют со строительным материалом.
Для развития строительных игр детей младшего дошкольного возраста необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям, — забор, ворота, стол, стул, домик, мост.
Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.
Подвижные игры обеспечивают разносторонее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. За этот год дети овладели основными физическими навыками: они могут бегать, прыгать, бросать мяч и др. Дети активно участвуют в групповых подвижных играх, запоминают их правила и просят повторить игру.
Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Дидактические настольно печатные игры являются своеобразной формой обучения детей дошкольного возраста. В воспитательно образовательной работе я широко использую дидактические игры, а так же дидактические игрушки, при работе с детьми младшегодошкольного возраста, чаще всего это несколько повторяющихся действий в индивидуальной работе с ребенком. Подборка предмета по определенном 1-2 признакам, сбор пирамидок, разнообразные вкладыши, парные картинки, а так же разрезные картинки, в начале года начиная с 2-4 частей и в конце года доводя до 6-8 частей разрезных картинок. Составление мозаик по образцу и замыслу, подбор предметных картинок для различных сюжетов, овладевая разными видами игр на самостоятельном уровне, ребенок повышает свою возможность для совместных игр со сверстником в настольно печатном варианте.
Игры с куклой
Но перед тем как проводить сюжетно-ролевую игру надо обучить детей игровым ситуациям. Игровые ситуации: «Накормим куклу Катю», «Машенька проснулась», и др.
Игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста, используют в работе отдельные элементы ТРИЗ.
Это помогает активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем, развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания. Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.
В образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми используют такие игры как: «Я приглашаю в гости цвет», «Игра зеркало», «Наш день», а также используют игры в индивидуальной работе с детьми.
Например: Игра: «Похоже – не похоже», учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.
«Капуста, морковка, горох, ох…»
Игра: «Капуста, морковка, горох, ох…», учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В работе используют игры:«Что изменилось?», «Я приглашаю в гости цвет»
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используют дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключении, выделять из группы действий лишнее.
Например: «Съедобное-несъедобное», «Объедини в картинку», «Что мы делали не скажем, а что делали -покажем», «Вершки и корешки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия.»
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Используют настольный, кукольный, пальчиковый театр.
Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и мы стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенка