В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате «двигательного дефицита»:
- увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
- снижается сила и работоспособность мускулатуры;
- нарушаются функции организма.
Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
В силу недостаточного материального обеспечения, отсутствия возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, а особенно, горячее желание, не смотря ни на что организовать физкультурно-оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и увлекательно, побуждает нас использовать нестандартное физкультурное оборудование.
Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным. На эффективность проведения физкультурно-оздоровительной работы влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт внесения нового нестандартного инвентаря
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и прочий подручный материал.
На смену исчезающим бытовым любимцам, пришли современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Понятие «нестандартный» — не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов. Эффективно привлекать в созданию нестандартного оборудования всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание снова и снова применять его на занятиях и играх. Доказано, что интерес детей к различным новшествам всегда вызывает положительные эмоции, что тонизирует организм в целом. На первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые помощники в работе.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:
- обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
- приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
- повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- повысить моторную плотность физкультурных занятий;
- развивать чувство цвета и формы;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о том, что оно должно быть:
1. Безопасным в использовании.
2. Простым в изготовлении.
3. Эстетически привлекательным.
4. Компактность и лёгкость в транспортировке.
5. Максимальная эффективность.
6. Доступность в использовании.
7. Отвечать гигиеническим требованиям
Используемая литература
1. Берснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М. ТЦ: Сфера, 2004.
2. Коренберг В.Б. Проблемы Физических и двигательных качеств. // Теория и практика физической культуры. – М., 1994.
3. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, № 4, 2004.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2006.
5. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет .