Из опыта работы
«Куклотерапия как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».
«Кукла – это действенное средство воспитания. Она часто выступает в качестве заместителя идеального друга и даёт ребёнку возможность учиться аргументировать свои поступки».
В настоящее время очень актуальна проблема воспитания и развития активной творческой личности, создание условий для саморазвития детей. В ФГОС к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. В ФОП ДО особое внимание уделяется деятельностному подходу в воспитании и образовании детей. С этой целью я использую технологии педагогической арт-терапии. Она помогает мне формировать у детей навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать свою деятельность в коллективе. Всё это очень значимо для современного будущего ученика и человека.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое- основа формирования этого качества. Современная жизнь ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями важную задачу: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, инициативным, способный на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».
Моя миссия, как педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы совместно с семьёй создать необходимые условия для воспитания здорового, успешного ребенка, умеющего самостоятельно мыслить и находить ответы на вопросы. Для меня, как воспитателя группы, развитие познавательной активности у детей имеющих нарушения в речи, это особенно важно. Поэтому в своей работе я решила применить одну из технологий педагогической арт-терапии – куклотерапию.
Кукла занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире. С помощью куклы показываю ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребёнок запоминает, в каком порядке должны быть одеты вещи, и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем дети применяют в жизни. Кукла формирует понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.
Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому кукла нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. Кукла помогает ребёнку запомнить названия основных частей тела и лица, а так же названия предметов и одежды. С помощью игры с куклой ребёнок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, с проблемами в общении.
Через куклу осуществляю ещё одно направление работы - непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой, прежде всего игры с нею. Они позволяют объединить мальчиков и девочек в таких сюжетах, как «Семья», «Служба спасения», «Больница», «Путешествие», «Снимаем кино про кукол» и т.д. Провожу серии игр для мальчиков с куклой-младенцем «Мамы нет дома»; стараюсь подружить ребёнка с куклой, которой можно пожаловаться на неприятности и рассказать о своих успехах (такая кукла обладает волшебной силой: она может поделиться с ребёнком добротой, но для этого после общения с ней нужно обязательно сделать доброе дело). Использую кукол в качестве персонажей - наблюдатели за детьми и своей волшебной страны, которая радуется, видя, что дети дружно играют, помогают друг другу.
В воспитательно-образовательном процессе создаю игровые проблемные ситуации: «Кукла заболела», «У куклы день рождения», «Новоселье куклы». Для кукол-малышей в группе организовали «Детский сад», для формирования заботливого отношения к малышам. С использованием национальных кукол организовала игру «К нам приехал гость из другой страны». С целью воспитания любви к игрушкам и куклам проводился праздник любимых кукол и игрушек.
Куклотерапия помогает воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим людям, учит чувствовать и понимать их состояние, разделять радость и огорчение, совершать добрые поступки.
Используя в своей работе технологию педагогической арт-терапии (куклотерапию) я пришла к выводу, что она позволяет мне успешно развивать познавательную сферу детей в интеграции с различными образовательными областями программы.
У детей расширились знания об окружающем мире, повысилась динамика развития коммуникативных, познавательных, творческих, социальных способностей, увеличилось содержание их игровой деятельности - игры стали более разнообразными, увеличилась активность родителей. С помощью совместной работы с семьёй пополнилась предметно-развивающая среда группы различными играми, альбомами, дидактическим материалом.
Таким образом, куклотерапия оказывает положительное влияние на развитие ребёнка.