Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с ЗПР
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития.
Виды нарушений
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме
Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь.
Направления работы
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Пример задания:
Определить количество звуков в словах - ус, дом, роза.
Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы
Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.
Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] - [ж]:
Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]
На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш - ш - ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.
- Как шипит змея?
- Ш-ш-шшшшш.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Пример задания:
Назови одним словом:
Свитер, пальто, шорты –
Сапоги, туфли, валенки –
Блюдце, сковорода, чайник –
Помидор, капуста, свекла –
Кошка, слон, волк –
Автобус, электричка, самолёт –
Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа
Что это? Стол – столы
Стул - …
Ведро - …
Воробей - …
Дом- …
Пчела- …
Утёнок - …
Ответь на вопросы:
Где лежит карандаш? (в коробке)
А теперь (на столе)
Откуда я достал карандаш (из коробки)
Откуда упал карандаш? (со стола)
А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)
Формирование связной речи
- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)
Пример заданий:
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения
Пример заданий:
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы
За-за-за- уходи домой коза
Ра-ра-ра- Кате спать пора
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
В аквариуме у Харитона
Четыре рака и три тритона.
Формирование полноценных учебных умений
- планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);
- применение знаний в новых ситуациях;
Пример заданий:
Прочитать слово, найти его изображение на картинке
Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры
Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю
Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению
- умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.
Пример заданий:
Покажи глаз.
Встань со стула.
Посмотри в окно.
Возьми ручку.
Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности
- ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы;
- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);
- применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции с использованием новой терминологии;
- развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;
- формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)
Пример заданий:
Кошка сидит на стуле. - Кошка сидит под стулом.
Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.
Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает
На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…