СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация логопеда для всех сопровождающих участников образовательного процесса детей с ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке пойдёт речь о видах логопедических нарушений и направлениях работы логопеда в школе, а также материал содержит доступные занятия с детьми на развитие тех или иных навыков

Просмотр содержимого документа
«Консультация логопеда для всех сопровождающих участников образовательного процесса детей с ЗПР»

Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с ЗПР

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития.

Виды нарушений

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме

Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь.

Направления работы

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Пример задания:

  • Определить количество звуков в словах - ус, дом, роза.

  • Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы

  • Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.

Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] - [ж]:

  • Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]

  • На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш - ш - ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.

- Как шипит змея?

- Ш-ш-шшшшш.

  • Короткое произнесение звука [ш - ш - ш]

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Пример задания:

Назови одним словом:

Свитер, пальто, шорты –

Сапоги, туфли, валенки –

Блюдце, сковорода, чайник –

Помидор, капуста, свекла –

Кошка, слон, волк –

Автобус, электричка, самолёт –

Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа

Что это? Стол – столы

Стул - …

Ведро - …

Воробей - …

Дом- …

Пчела- …

Утёнок - …

Ответь на вопросы:

Где лежит карандаш? (в коробке)

А теперь (на столе)

Откуда я достал карандаш (из коробки)

Откуда упал карандаш? (со стола)

А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)

Формирование связной речи

- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)

Пример заданий:

  • Составь рассказ по сюжетной картинке

 

 

  • Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения

Пример заданий:

  • Произнеси слоги и слова отраженно

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы

За-за-за- уходи домой коза

Ра-ра-ра- Кате спать пора

  • Послушай внимательно и повтори скороговорку:

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Формирование полноценных учебных умений

- планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);

- применение знаний в новых ситуациях;

Пример заданий:

  • Назови заштрихованные буквы

  • Прочитать слово, найти его изображение на картинке

Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры

  • Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю

  • Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

- умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.

Пример заданий:

  • Прочти предложение и выполни соответствующее действие

Покажи глаз.

Встань со стула.

Посмотри в окно.

Возьми ручку.

  • Определи правильно и неправильно написанные буквы

 

 

 

Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности

- ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы;

- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);

- применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;

- пояснение инструкции с использованием новой терминологии;

- развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;

- формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Пример заданий:

  • Сравни пары сюжетных картинок и составь по ним предложения

Кошка сидит на стуле. - Кошка сидит под стулом.

Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.

Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.

  • Работа в парах.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает

  • Продолжи рассказ

На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…