Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему "Особенности воспитания ребенка по типу гиперпротекции. О чем нужно помнить педагогу при общении с родителями".»
Традиционно выделяют семь типов воспитания в семье, которые влияют на результаты ребенка в школе. Разберем особенности воспитания ребенка по типу гиперпротекции.
Доминирующая гиперпротекция, или гиперопека («всё за ребенка»)
У ребенка нет свободы, все решения за него принимают взрослые, его мелочно опекают и контролируют. Его спонтанные действия и свободная активность, по убеждению родителей, могут привести только к неудачам, ошибкам и бедам. Поэтому допустить их нельзя.
В подобных семьях родители хотя и вовлечены в жизнь ребенка, но на самом деле не знают его. Они видят в нем только череду глупостей, недоделок, которые надо вовремя заметить, пресечь и исправить. Частый вариант воспитания – сверхнормативные требования к ребенку. Из-за этого у ребенка развивается постоянное чувство стыда, вины, напряжения.
Дети в гиперопекающих семьях растут несамостоятельными, их часто отвергают в детском и подростковом коллективе. Это приводит к нездоровым способам компенсации социального неуспеха. Например, к самоутверждению в асоциальной компании, к роли шута.
Как гиперопека влияет на учебную мотивацию школьника. Когда родители предъявляют к ребенку сверхнормативные требования, у него развивается страх допустить ошибку. На первый план он ставит не знания, а оценку учителя, чтобы родители не ругали. Познавательный интерес и мотивация снижаются, успеваемость может быть как высокой, так и низкой.
Памятка 1. О чем стоит помнить в общении с гиперопекающей семьей
Потворствующая гиперпротекция («всё для ребенка»)
Родители воспринимают ребенка как «кумира семьи», стремятся удовлетворить все его прихоти. Из-за этого ребенок растет несамостоятельным. За него делают все, что вызывает хоть малейшие трудности. Ему все время пытаются доставить удовольствие и радость, в нем видят только достоинства, постоянно находят новые таланты. Ребенка защищают от неприятностей, не дают ему столкнуться с ошибками, чрезмерно опекают и берегут.
Родители могут воспитывать ребенка «в культе болезни», с фобией его потерять. Например, если мать долго не могла забеременеть или если ребенок тяжело болел.
Как потворствующая гиперпротекция влияет на учебную мотивацию. Дети из таких семей эгоцентричны и эгоистичны, не умеют противостоять трудностям, некритичны к себе, избалованны. Если ребенка воспитывают с убежденностью, что он физически ослаблен, он часто использует прием «ухода в болезнь». Например, заболела голова перед контрольной – остался дома, нужны усилия – сразу простудился и снова не пошел в школу. К обучению школьник может относиться как к рутине, которую в любой момент можно пропустить, и ничего страшного не случится.
Памятка 2. О чем стоит помнить в общении с семьей, которая чрезмерно бережет ребенка