Организация работы по развитию воображения старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр
Цель формирующего этапа: формирование умения творчески развивать сюжет игры с использованием приема сюжетосложения, необогащенной игровой среды, сотворчества с взрослым.
Задачи:
1.развивать воображение у старших дошкольников;
2.обучать умению использовать необогащенную среду;
3. воспитывать у детей дружеское общение в совместной игровой деятельности.
Для дошкольников старшего возраста характерна активизация воображения. Меняется его форма от воссоздающего до творческого. Имеются множество форм и методов развития воображения.
Данный комплекс разработан для развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.
Перечень занятий, цели, задачи и этапы указаны в таблице 10.
Таблица 10
Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию воображения старших дошкольников
№ п/п | Цели занятия | Задачи | Этапы | Занятия |
1 | Создать условия для формирования воображения через приемы фантазирования | Усложнение игровых умений по этапам в коллективной игровой работе дошкольников и взрослого. | 1 этап Взрослый выбирает и читает сказку. Распределяет роли. Инициатива у взрослого. Играют, воспроизводят услышанное. | Занятие № 1 Читаем сказку «Цветик - семицветик», затем играем в неё. Педагог участвует в роли персонажа, помогая научиться фантазировать. |
2 | Познакомить детей с приемом создания творческих образов агглютинацией, т. е включения привычного объекта в несвойственную ему ситуацию. Развивать умения детей по использованию, агглютинации в своей творческой деятельности. | Содействие самостоятельности и стимуляция инициативы дошкольников. | 2 этап Взрослый предлагает тему игры. Проводит беседу о содержании игры. Обсуждаются игровые ситуации, задавая вопросы, на которые отвечают дети, предлагая варианты, распределяя роли. | Занятие № 2 Читаем сказку «Гадкий утенок», затем играем в неё. Педагог не участвует в роли персонажа. Он наблюдает. Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. Подсказывает, регулирует конфликтные ситуации. |
3 | Формирование умения творчески развивать сюжет игры. | Использование необогащенной среды в игре. Дошкольники не используют готовые игрушки, а ищут их заменители среди имеющихся предметов. | 2 этап | Занятие № 3 Игра «Семья» Сначала небольшая беседа о предмете игры. Затем самостоятельное распределение детьми ролей, построение сюжета. Дать детям возможность творчески подходить к игре. Участие взрослого в игре возможно. |
4 | Учить детей доводить объект до логического завершения. Развитие творческого воображения на основе знакомых объектов. | Создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры. | | Занятие № 4 Продолжение игры «Семья». Углубление темы. Распределение ролей и сюжет делают дети самостоятельно. Взрослый в игре не участвует. |
5 | Развивать силу, широту, воображения. | Совместная игровая деятельность, дружеское общение | 2 этап | Занятие № 5 Новая игра. Тема «Магазин» Предложена взрослым. Дети самостоятельно распределяют роли, строят сюжет, играют без взрослого. Подсказками взрослого практически не пользуются. |
6 | Развитие творческого мышления на основе знакомых объектов. | Использование необогащенной среды в игре. | 2 этап К концу 2 этапа дети должны приобрести умение регулировать игру самостоятельно. Взрослый может участвовать в игре или выступать в роли наблюдателя. | Занятие № 6 Новая игра «Медицинский центр». Предложено взрослым. Полная самостоятельность детей, без участи взрослого на всех этапах. |
7 | Развивать умения детей использованию акцентирования в своей творческой деятельности. Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. | | 3 этап. Полная самостоятельность детей. Выбор темы, сюжета, ролей. Построение процесса игры. Взрослый наблюдает. | Занятие № 7 Дети предлагают тему игры по известному сюжету. Играли сами, воспроизводя сюжет мультфильма. |
8 | Побуждать детей творчески создавать сюжет игры. | | 3 этап. | Занятие № 8 Дети предлагают тему игры. Сюжет и роли придуманы детьми. Изменения вносятся детьми по ходу игры. |
9 | Учить детей воображать мечту, направляя её к положительной действительности. | | 3 этап. | Занятие № 9 Дети предлагают тему игры. Сюжет и роли придуманы детьми. Изменения вносятся детьми по ходу игры. |
Занятия проводились 1-2 раза в месяц, в середине недели, так как дети после выходных менее организованы, что усложняет выполнение задачи и достижение целей комплекса.
Занятие 1.
Цель: создать условия для формирования воображения через приемы фантазирования.
Задачи: усложнение игровых умений по этапам в коллективной игровой работе дошкольников и взрослого.
Читаем сказку «Цветик - семицветик», затем играем в неё. Педагог участвует в роли персонажа, помогая научиться фантазировать. Инициатива находится у взрослого. Сначала распределяются роли. Дети проявляют интерес к занятию, новому взрослому.
Некоторые дети сообщили, что они знакомы с этой сказкой, что у них дома есть этот мультфильм и книга. Педагог уточняла у всех детей, знают ли они эту сказку. Некоторые дети покачали головами. Тогда было предложено всем прочитать сказку, чтобы и другие знали, во что играть будем. Все были согласны. Педагог начинала читать. Но два мальчика постоянно шептались, кто из них будет играть мальчика, а кто старичка. Также, перебивали еще одна девочка, которая предлагала поиграть в другую игру (про каких-то принцесс). Тогда педагог спросила, интересно ли им то, во что она предлагает играть. Все в один голос закричали, что да. И чтение было продолжено.
Когда сказка была прочтена, стали распределять роли. Нужно отметить, что основные роли были уже детьми утверждены. Оставались только роль девочки, которую девочки хотели играть все. Тогда ее согласилась сыграть педагог. Дети очень этому порадовались. Незнающим детям экспериментатор помогла подобрать роли. Игра началась. Дети, играют, воспроизводят услышанное.
Дети не знали с чего им начинать. Когда прозвучала команда: «Начинаем!», они только стояли и смотрели. Педагог подсказал им с чего нужно начинать (Жила – была одна девочка Женя и ёё мама послала в магазин купить баранки и т.д.). Дети очень радовались, особенно тем сценам, где они были задействованы все. Очень смеялись тому, как педагог исполняла свою роль.
Занятие 2.
Цель: Познакомить детей с приемом создания творческих образов агглютинацией, т. е включения привычного объекта в несвойственную ему ситуацию. Развивать умения детей по использованию, агглютинации в своей творческой деятельности.
Задача: Содействие самостоятельности и стимуляция инициативы дошкольников.
Взрослый предлагает тему игры. Читаем сказку «Гадкий утенок», затем играем в неё. Проводит беседу о содержании игры, обсуждение игровых ситуаций, задавая вопросы, на которые отвечают дети. Читаем сказку «Гадкий утенок», затем играем в неё.
Дети обрадовались приходу педагога в группу. Дети стали бегать по группе, так они обращали внимание педагога на себя. Подбегали то одни, то другие и спрашивали, во что сегодня мы будем играть. Когда подбегали одни, кричали другие. Когда спрашивали другие, кричали первые. Некоторые кричали, что знают эту сказку. Педагог спрашивал, все ли ее знают. Пару ребят попросили напомнить, и прочитать ее.
Сказка была дочитана. Началось распределение ролей. Дети учились создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. Педагог не участвует в роли персонажа. Он наблюдает.
Пока мы разыгрывали одну сценку, другие дети, не обращая внимания на нее, бегали и кричали, что очень мешало хотя бы просто разговаривать. Экспериментатор очень строго попытался сказать непоседам, что, если они не хотят играть, то пусть покинут комнату или просто не мешают. Это подействовало, но ненадолго. Мы поиграли, но в шуме. Дети, чья сценка не игралась в данный момент, мешали другим играть
В игре мы познакомили детей с приемом создания творческих образов агглютинацией, т. е включения привычного объекта в несвойственную ему ситуацию. Развили умения детей по использованию, агглютинации в своей творческой деятельности.
Занятие 3.
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Задача: Использование необогащенной среды в игре. Дошкольники не используют готовые игрушки, а ищут их заменители среди имеющихся предметов.
На третьем занятии мы играем в сюжетно - ролевую игру «Семья» (Приложение 3), обучаясь умению творчески развивать сюжет игры. Сначала небольшая беседа о предмете игры. Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребенок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать? Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределяем, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.
Затем самостоятельное распределение детьми ролей, построение сюжета. Дать детям возможность творчески подходить к игре. Участие взрослого в игре возможно. Использование необогащенной среды в игре. Дошкольники не используют готовые игрушки, а ищут их заменители среди имеющихся предметов.
В игре участвовали одна семья. Роли были следующие. Мама, папа, бабушка, дедушка, два брата, две сестры, парикмахер, продавец, кукла. А остальные дети - гости. Дети назначили воспитателя в роли мамы.
Наиболее активные дети сами придумывают и предлагают сюжет игры, говорят реплики: «Давайте помогать собираться в гости детям!». А застенчивые дети, стоят, ничего не делают, ждут, пока их спросят и подскажут. Педагог таких детей спрашивает, подталкивает к действиям: «Как ты думаешь, какой подарок нам принести?».
Стоит отметить, что семья, в которой был задействован воспитатель, была подвижная, активно играла, так как, знала, что надо делать, что и зачем следует. Дети стояли и наблюдали за всем этим. Это было до тех пор, пока не подсказала им, что следует делать (стряпать торт, накрывать на стол, сходить в магазин и в парикмахерскую).
Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?
Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей. Эту ситуацию предложил педагог.
Семья ждала прихода гостей на день рождения, накрывали праздничный стол. Но дети сами придумать эти действия не могли. Они ждали совета взрослого. Когда педагог дал подсказку дети тут же подхватили взрослого: «Что обычно делают семьи, когда ждут гостей?», дети начали отвечать и действовать в игре ситуации - «мама» готовила торт, «дочка» накрывала на стол и т.д.
Когда семья встретила гостей, дети начали играть. Бегать по воображаемому дому. Все сидели вместе за одним столом. Здесь детям не нужна была подсказка от взрослого: «Давай мы играли в куклы!», - говорили «дочки». Братья стали играть в машинки. А папы изображали важные разговоры.
Занятие 4.
Цели: Учить детей доводить объект до логического завершения. Развитие творческого воображения на основе знакомых объектов.
Задачи: Создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры, совместной игровой деятельности, дружеского общения.
На этом занятии мы будем учить детей доводить объект до логического завершения и развитие творческого воображения на основе знакомых объектов. Продолжение игры «Семья». Углубление темы.
Педагогом было предложена тема «заболел сыночек». Создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры, совместной игровой деятельности, дружеского общения.
Игре началась беседа о том, как болеют дети и, как переживают взрослые, кого и они должны позвать на помощь. Все дети знали, что родители вызывают врача и врач назначает лечение дома какие лекарства нужно применять или увозят в больницу.
По сюжету игры болел один брат. Он лежал в кровати, и мама часто подходила к нему, измеряла температуру. Папа ездил в аптеку вместе с бабушкой, а братик со своими сестрёнками старались не играть в шумные игры. Дедушка звонили доктору. Доктор приезжал и сказал, что это простуда, ничего серьезного и не надо так бояться и переживать. Что в детский сад теперь ходить нельзя. И нужно постоянно лежать в кровати. Папа поехал опять за лекарством. Но вдруг неожиданно и он разболелся, и пришлось опять вызывать доктора, и папу забрали в больницу. Мама вместе с детьми ходила то навещать папу в больницу, а бабушка с дедушкой сидели с больным внуком дома.
На этом занятии дети проявляли уже больше самостоятельность, чем на предыдущем. Они сами придумывали сюжет: «Так, ты болеешь, ложись быстро в кровать! И не вставай!». «Ну, если они болеют, то нужно же доктора быстрее звать?». Говорили воспитателю, что он должен делать (дети поручили роль мамы): «Давайте, как будто вы звонили в больницу и вызвали врача». И протягивали маленькую коробку как будто это телефон.
Занятие 5.
Цели: Развивать силу, широту, воображения.
Задачи: Использование необогащенной среды в игре.
На этом занятии новая игра «Магазин». Тема предложена взрослым.
Дети очень заинтересовались этому предложению. Только один мальчик кричал, что он не хочет играть в магазин, а хочет играть в строительство. Но педагог объяснила, что нужно играть в такую игру, чтобы нравилось всем, а не только одному тебе.
Начали игру с беседы о том, что делают в магазине, кто туда приходит, и какие ситуации бывают в магазине.
Дети сами самостоятельно распределяют роли, строят сюжет, играют без взрослого. Подсказками взрослого практически не пользуются.
Сдвинули стулья так, что получился прилавок. Нашли кубики, листочки и другие игрушки, которые были у них в виде товаров и денег. Все дети становились в очередь. Просили показать один, потом другой товар. Продавцы говорили: «Кто следующий! А Вы выбрали или вам помочь?!». Дети изначально договорились, что будут каждый по очереди продавцом: сначала одни, потом другие. Но когда одни отыграли, и начали продавать другие, то, через какое, то время, одна девочка обиделась, т.к. хотела быть продавцом. Педагог попытался её успокоить и вернуть в игру. Но она подошла к прилавку, и стал просить девочку уступить ей место, но та не хотела уступать, потому что сама хотела быть продавцом. Она очень разозлилась и ударила её по руке. Она её та же ответила. Стоило большого труда успокоить этих девчонок. Но в итоге, девочка согласилась, что она уже была продавцом и, что другие тоже хотят поиграть.
Дети сами договаривались друг с другом, что сейчас они будут делать, каждый из них. «Давайте вы будете растоплять товар!», - кричала девочка Юля. «А давайте у нас не только продуктовый магазин будет, но и игрушки еще!», - говорил Дима. Педагога даже не просили принимать участи в игре.
Занятие 6.
Цели: Развитие творческого мышления на основе знакомых объектов.
Задачи: Использование необогащенной среды в игре. Дошкольники не используют готовые игрушки, а ищут их заменители среди имеющихся предметов
Педагог зашел в группу. И дети сразу же отправились в комнату для занятий. Они были рады видеть педагога и хотели быстрее начать играть в игру переложенную взрослым. Педагог предложила новую игру «Медицинский центр». Развивать творческого мышления на основе знакомых объектов.
Педагог рассказала, во что будем сегодня играть. Все детям понравилось это предложение, и они поддержали педагога. Дети стали подбегать. Педагог спрашивал, кем они хотят быть: «А можно я буду врачом детским? Я хочу быть больным!». «А хочу, бать мамой и чтобы я лечила свою дочку!». Но педагог сказал ребятам, чтобы они все вместе построили, сюжет как мы с вами научились, это делать на прошлых занятиях, как играть и как распределить роли кто кем будет.
Полная самостоятельность детей, без участи взрослого на всех этапах, они стали кричать, что мы начинаем играть, а некоторые дети внимания на них не обращали, бегали по группе. Дети, которые хотели играть обратились за помощью к педагогу. Она просила бегающих детей остановиться и послушать своих друзей.
Игра началась. Дети сами строили сюжет по ходу игры. Не обращались за помощью к педагогу, так как дети играли самостоятельно. Педагог только наблюдал и следил за игрой. Дети договаривались: «А давай ты как будто заболел, и мы тебя увезли в больницу!». Или: «Ты не хотел ложиться в больницу и, ты убегал!!».
Только без ссоры не обошлось. Пока дети играли, один мальчик во время игры толкнул девочку, и она упала и ударила ногу. Она заплакала и подошла к педагогу, который уладил конфликт.
В конце занятия мы перешли к следующему. Что было сделано, т.к. педагог стала, замечать большую самостоятельность дети уже не зовут, на помощь педагога играть с ними, они самостоятельно могут строить сюжет своей совместной игры.
Занятие 7.
Цели: Развивать умения детей по использованию акцентирования в своей творческой деятельности.
Задачи: Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
На занятии мы перешли к, заключительному этапу. Развивать умения детей по использованию акцентирования в своей творческой деятельности.
Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. Это было сделано, т.к. педагог стал замечать большую самостоятельность детей, которые уже не призывали педагога играть с ними, они самостоятельно могут строить сюжет своей совместной игры.
Когда педагог пришла в группу, то дети уже ждали. Дети предлагают тему игры по известному сюжету. Один мальчик предложил поиграть в Томаса и его друзей, по сюжету мультфильма. Все дети были с ним согласны. Играли сами.
Началось распределение ролей. Это было непросто. Дети просили помощи у педагога: то одни, то другие подходили и спрашивали, могут ли они быть те или другим персонажем. «А можно я буду Томасом?» или «А Витя мне сказал быть злым паровозиком Джерри, а я не хочу!». Педагог направляла их, чтобы они смогли договориться все вместе. После продолжительного времени это получилось.
Потом дети долго не могли начать совместную игру. Кто-то лез везде, кто-то скакал по стульям. Мальчик, который предложил тему игры, пытался командовать о начале игры. Через некоторое время ему это удалось. Игра началась. Дети разыгрывали разные сцены из мультфильма «Томас и его друзья». На педагога дети не обращали внимания. Только иногда подбегали к нему и говорили, например: «Я паровозик! Я умею гудеть. Ту - ту!!!».
Педагог только наблюдал за всем происходящим. Вмешаться пришлось только несколько раз, где дети были не довольны, где тот или иной персонаж не нравился.
Занятие 8.
Цели: Побуждать детей творчески создавать сюжет игры.
Задачи: Создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры, совместной игровой деятельности, дружеского общения.
Педагог пришел в группу. Дети сразу же начались готовиться к занятию. Они были очень хорошо настроены и активны.
Педагог спросил, во что сегодня они будут играть. Дети стали предлагать разные темы игры. Одина девочка предложила поиграть в «животных». Все дети поддержали это предложение. Сюжет и роли придумали сами деть. Изменения вносятся детьми по ходу игры.
Дети стали подбегать к педагогу и говорить, кем они хотят быть: «А можно я буду котёнком? Я хочу быть лошадкой!». «А мне Олег говорит быть собакой, а я не хочу быть собакой, я хочу быть хозяином собаки водить за поводок!». Но педагог отправляла их к ребятам, чтобы они все вместе решили, как играть и кто кем будет. Педагог побуждал детей творчески создавать сюжет игры.
Когда дети сами распределили роли, они стали говорить, что игра началась, некоторые дети не обращали внимания на них, носились по группе. Дети, которые хотели начать играть обращались за помощью к педагогу. Она помогла остановиться бегающих детей и послушать своих друзей.
Игра началась. Дети сами строили сюжет по ходу игры. Не обращались за помощью к педагогу. Педагог побуждал детей творчески создавать сюжет игры.
Дети договаривались друг с другом: «А давай ты как будто у тебя забрали щенка, а мы тебе помогали его искать!». Только без ссоры не обошлось. Пока дети играли, некоторые мальчики во время проявления в игре агрессивно себя вели по отношению к одной девочки, и она упала от кого, что они её толкнули. Сильно плакала и подошла жаловаться к педагогу.
Занятие 9.
Цели: Учить детей воображать мечту, направляя её к положительной действительности.
Задачи: Создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры, совместной игровой деятельности, дружеского общения.
Когда педагог пришла в группу, дети очень стали активничать. Они были рады, что сейчас с ними будут играть. Ребята стали задавать вопросы о том, во что сегодня им предстоит играть.
Когда вся группа была в сборе, педагог спросила, во что сегодня дети хотят играть. Было множество предложений, но все согласились играть в «Спасателей». Сюжет и роли придуманы детьми. Изменения вносятся детьми по ходу игры
Роли были следующими - «Эмбер - спасатель», «Поли - спасатель», еще много других спасателей. Все роли были предложены самими детьми. Дети воображали свою мечту, направляя её к положительной действительности.
В начале игры дети обращались к педагогу за помощью в разрешении конфликтных ситуаций - кто кем хочет быть, но другие дети ему не дают, кто-то нарушил правила игры, кто-то кого-то ударил. Помощь детям требовалось только в конфликтных ситуациях, а сюжет же игры они строили сами. Сами договаривались, кто и что будет говорить и делать. «А давай мы будем, спасать кошку на дереве!». «А давайте, как будто мы вытаскивали машину из оврага, а потом мы спасли хозяев этой машины!» В игре дети использовали стулья и столы для своих препятствий.
В течение всего времени дети хорошо вели себя на занятие. Им нравилось, что они сами всё делают и с ними не играет взрослый человек.
Интерес нашего занятия вызывало у детей из другой группы. Они спрашивали, почему, вы с нами не играете. Дети подглядывали и подслушивали под дверью. Интересовались у своих друзей, чем мы занимались каждый раз. Дети спрашивали: «А вы еще придете? А когда придёте?». «А что во что мы будем в следующий раз играть?».
Основной проблемой педагога при проведении занятия стало то, что постоянно были конфликты детей, что много времени уходила на решение этих конфликтов. Были дети, которым не хотелось играть. Один мальчик не хотел играть только на занятиях, ему хотелось бегать и прыгать по группе. На вопрос: «почему», он отвечал, что очень скучно... Тогда педагог не заставляла насильно его, а предложила просто посидеть и понаблюдать. Это ему нравилось - он сидел, веселился, когда другие дети разыгрывали что-то смешное.
По окончании формирующего этапа можно сделать некоторые выводы: дети с интересом участвовали в играх, фантазировали, учились создавать новые образы, мечтали, были активны, за редким исключением.