Консультация психолога: Как могут помочь родители
своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ), испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Поэтому, родителям данной категории детей, так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Как и чем же могут помочь родители ребенку с ОВЗ?
Рекомендации педагога-психолога:
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Никогда не жалейте ребёнка из - за того, что он не такой, как все.
Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Поэтому
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
6. Не допускайте перегрузок.
Делайте перерывы во время выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления ребенка и эмоциональных реакций.
7. Больше беседуйте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
8. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, заботу.
9.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами
10. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка с ОВЗ, с инвалидностью требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Так, например, задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
11. Верьте в своего ребенка, повышайте самооценку.
12.Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие.
Не изводите себя упрёками. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности.
13.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены.