СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация по русскому языку в 9 классе. Подготовка к ОГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал урока позволяет  повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, подготовить учащихся 9х классов к сдаче экзаменов.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация по русскому языку в 9 классе. Подготовка к ОГЭ.»

Консультация в 9 классе (открытый урок)

Подготовка к Огэ.

Цель урока:

1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;

3)дать понятие слова «смелость», трусость для написания сочинения 15.3.; воспитывать интерес к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Ход урока:

1.Устная разминка. (Вопрос-ответ)

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8) средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; (ГИПЕРБОЛА)

9. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

10. Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

-Что общего в вопросах, которые я вам задавала. (Все они связаны с ОГЭ. Все они есть в заданиях к огэ.)

Определите тему занятия. Поставьте цель на сегодняшнее занятие.

(Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов).

-Сегодня мы остановимся на тестовой части экзамена.





2. Работа с предложением. У доски.

СМЕЛОСТЬ - моральное качество, характеризующее способность человека
преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед
трудностями.

(Объяснить знаки препинания, подчеркнуть основу, указать на полях количество грам.основ, графически выделить обособленный член предложения)



Найти при помощи интернета: фразеологизм со словом СМЕЛОСТЬ.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ: Смелость города берёт

(Смелость города берёт ( значение : чтобы прийти к какому - либо результату, добиться чего - либо , нужно быть смелым )



В это время работа на мультимедийной доске: подчеркнуть основу, указать на полях количество грам.основ: (3 чел)

1) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

 ( Лёка и несколько девочек  прокрадывались и кормили) (1)

2) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

(она скользила)

3)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

 ( Сергей поднырнул)  (1)

Проверка. Действительно: перед нами простые предложения. В них одна основа.

Но на экзамене встречаются задания не только с простыми.

3.Работа с 13 заданием ОГЭ.

1.На доске записать схемы: виды подчинения придаточных. (2чел)

2.Определить подчинение в предложении.

(На мульт.доске). 1чел.

1.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце. (парал. подчинение)

Работа в парах:

IV. Работа в парах над заданием ОГЭ 13. Определить вид подчинения, сделать записи в карточках.. Проверка.

    1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Самостоятельная работа. Ребята получают карточки с текстом для анализа.

     Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

Задания.  

1. Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

2.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.

 3.Выписать грамматические основы.

4. Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 6. Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении

 7.Определить вид подчинения. 



Ответы.

1. Приносить

2. Товарищ по Лицею

3.И. И. Пущин покинул и поступил

доказать

можно приносить

4. 7

5. 3 4

6.3

7. последовательное



Запись ответов в таблицу.

1 (4)

2(7)

3 (8)

4 (9)

5(10)

6 (11)

7 (13)









































































Написать ВСТУПЛЕНИЕ к сочинению 15.3 Что такое СМЕЛОСТЬ.

Смелость -это способность человека совершать отчаянные поступки, несмотря на последствия и риск, связанный с этими действиями.
Еще мне кажется, что смелость — это качество, противоположное трусости. Это мужество, уверенность в том, что нужно действовать немедленно, несмотря на опасность, забыв о себе. Смелость может понадобиться в самых непредвиденных ситуациях.
Такое событие и описано в прочитанном мной рассказе. Ребята, игравшие на берегу реки, не могли предвидеть, что льдина может отколоться и унести Романка. И пока они, растерявшись, давали ему советы, Валентинка, забыв о страхе , спасла мальчика. Я считаю этот поступок очень смелым!
Смелым можно называть и моего отца: он не побоялся погнаться вслед за вором, который выхватил однажды сумку у незнакомой женщины. Он задержал преступника и вернул сумку хозяйке. Смелость внушает уважение, смелым хочется подражать.
Еще в моём понимании смелость — это умение без оглядки подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость движет теми, кто спасает людей во время пожара, без опаски отправляется в тяжёлые экспедиции, выходит на бой с врагом. Однако и в обычной жизни много примеров смелых поступков.
События, описанные в рассказе о спасении Романка, могли произойти весной в любом городе, где есть река. Мальчишку уносило на оторванной льдине, и неожиданно на помощь ему пришла маленькая девочка Валентинка. Она отважно бросилась в воду и вытащила мальчика
В народе говорят: храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Именно так и поступила Валентинка, и все смелые люди ведут себя подобным образом. Поэтому, я считаю, именно смелость позволяет, забыв о страхе, броситься на помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь, как говорится в пословице, от смелого и смерть бежит!


VI. Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ

Что повторили?

С каким заданием возникли сложности?

На что обратить внимание на следующем занятии.








III. Повторение задания ОГЭ 13  

    Для выполнения задания 13 тексты выводятся на доску. Работу можно выполнять в парах или с взаимопроверкой, сильные ученики могут графически на доске продемонстрировать свои умения.

 

1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи. (Яковлев Ю.)

2) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

1)Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность. (2) Ему поставили задание, которое заключалось в том, что пастушок должен был идти впереди разведчиков, показывая дорогу и предупреждая об опасности. (3) Какому немцу, встретившему мальчика у себя в тылу, могло прийти в голову, что этот заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой деревенский пастушок – неприятельский разведчик?  (4) В таком виде Ваня мог пройти куда угодно, не возбуждая никаких подозрений.  (5) Лучшего проводника и не придумаешь.  (6) Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастушка и не имел подозрительного вида человека, шатающегося в немецком расположении без дела, была придумана лошадь, якобы убежавшая и теперь найденная.  (Катаев В.)

3) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) –Это Мишка поджёг, поджёг да ушел, ага! (2) –Цыц, пёс,- сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал. (3) Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, как за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь.  (4) В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного пути. (5) Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями (6) По тёмным доскам сухой крыши, быстро опутывая её, извивались золотые, красные ленты. (Горький М.)

     Запись в тетрадях:

последовательное – 1,3

параллельное – 5

однородное – 2,4







5). Решение тестовых заданий по парам.

а) Укажите количество грамматических основ.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.



                      

Подведение итогов. Самоанализ с картой

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….

11) Домашнее задание: на карточках. Работа с текстом



VI. Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ

• Что повторили?

• С каким заданием возникли сложности?

• На что обратить внимание на следующем занятии.







2. «Кто правильнее?» Задание (с комментарием) ОГЭ 12.

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложноподчинённого предложения.

И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю

военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3)

палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с

простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9)



тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам

хрипло… (Ответ: 1,2,7)

II. Карточки. Работа в группах. Задание ОГЭ 8,11

Карточка1. Укажите количество грамматических основ.

1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он

складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься

со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком

длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом

полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил

ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был,

можно ручаться, что это будет настоящий человек.

7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием

ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от

прошлогодних морозов.

9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за

него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли

с её всегда маленьким родным человечком.

10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё

заявление как миленькие!

ОТВЕТЫ: 1 -3 2-3 3-4 4-2 5-4 6-6 7-3 8-3 9-2 10-3 11-2 12-3 13-2 14-3

Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений.

1. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая,

подернутая серебристой паутиной.

2. В корчме не было ни одной женщины.

3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно

опасаясь внезапного нападения.

4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые

лучи.

5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о

Лесе.

6.Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.

7. Фродо тяжко клевал носом.

8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами,

тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.

9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.

10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы.



4. Тестовые задания ОГЭ13. (Слайды 11-13):

1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с

параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный

тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две

гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала

бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость,

даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две

ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей

кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в

степи.(Яковлев Ю.)

2) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с

однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3)

Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и,

закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня

полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на

стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать

волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец

уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с

семьей. (Гайдар А.)

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с

последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его:

невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас

радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор

Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии

десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился

уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и

беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два

патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в

колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)

IV. Работа в парах над заданием ОГЭ 13. Определить вид подчинения,

сделать записи в тетрадях. (Слайд 14).

1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула

от неожиданности.

2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с

тобою, лес.



3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг,

Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич

все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

последовательное – 1,3

параллельное – 5

однородное – 2,4





V. Самостоятельная работа. Анализ текста. (Слайд 15).

1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2)

Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но

по/прежнему живом лесу. (3) В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те

зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле

не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие

знаки препинания.

2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное

распространённое согласованное определение.

3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.

4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.

5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения

6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом:

«неполнота действия»

7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.

8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.

9.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе

согласования, словосочетанием со связью «управление».





Что такое Трусость? Это черта человеческого характера, которая на подсознательном уровне мешает человеку совершать определенные действия. Трусость - это человеческая слабость, которая возникает в ответственный момент. Трус боится сложностей, самостоятельного принятия решений, порой даже надеется на помощь от смелого человека. Трусость выдаёт человека: его глаза округляются от испуга, от ответственности, которая ложится на его плечи, отключается разум. Такое поведение формируется на подсознании и контролировать его очень сложно, особенно если трус уже показал себя.

В литературе много примеров о смелости, но и также много о трусости. Наделяя персонажей таким качеством, автор хотел показать, как некрасиво и стыдно быть трусом, а, главное, бесполезным для общества.

Трусостью характера обладает главный герой поэмы «Евгений Онегин». Он согласился на дуэль, хотя мог и отказаться, но тогда, общество перестало уважать его, а ему, как светскому человеку, было важно их мнение. Только мнение, а не положение каждого. Трусость Онегина заключается в том, что он не хотел признавать свою слабость, хотел быть идеальным для всех, что и закончилось для него печально.

В роман веков и поколений «Война и мир» также отражена трусость. Ярким примером является поведение Жеркова, которому дали приказ передать сослуживцам об отступлении с левого фронта. Он боялся пересекать боевую территорию, струсил, что может умереть. Его посылали туда дважды, и оба раза он не выполнил поручение генерала. Последствия его трусости были ужасными: многие роты не знали, что им делать и бросались в рассыпную, тем самым, были настигнуты врагом. Из-за трусости одного человека пострадали сотни, а то и тысячи. В данном примере трусость сыграла важную роль, она лишила жизней ни в чем невиновных солдат.

Таким образом, трусость в любом своём проявлении, не доставляет благо, а порой несёт смертельный исход. Трусливый человек - неуверенный в себе, эгоистичный, неспособный преодолеть свой страх, даже если цена его поступка - другая человеческая жизнь. Нет ни одного случая, когда трусость помогала человеку в жизни. Может, инстинкт самосохранения срабатывает, но никогда нельзя забывать о последствиях.

Напуская уверенность в себе, смелость, может быть только оболочкой, а внутри маленький трусишка, боящийся собственной тени, не говоря уже о жизненно важных поступках. С такими людьми лучше не иметь взаимоотношений, ведь трус выдаст себя и откажется от вас в самый неподходящий момент, когда помощь нужна будет по-настоящему.



1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. 

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)