СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация-практикум "Душевное здоровье педагога или помоги себе сам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, но когда он приобретает материальный достаток и положение в обществе, наступает скука обеспечеенного монотонного существования. Педагоги подвержены изменениям в нервной системе, их работа связана с большой эмоциональной отдачей.Как понять , что просиходит с нами в определенный период нашей трудовой деятельности? Что делатьв этом случае? Можно ли этого избежать? 

Просмотр содержимого документа
«Консультация-практикум "Душевное здоровье педагога или помоги себе сам"»


Консультация-практикум для педагогов ДОУ

Душевное здоровье педагога или помоги себе сам

Упражнение «Поза Наполеона».

Участникам показывается три движения:

  • руки скрещены на груди,

  • руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и

  • руки сжаты в кулаки.

По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий. Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как воздух, пища, сон, общение. Широко известно, что трудотерапия – лучший метод лечения некоторых душевных болезней, а постоянные физические упражнения позволяют поддерживать бодрость и жизненный тонус, то есть труд является биологической необходимостью. Сложность заключается в том, чтобы среди всех работ, с которыми мы способны справиться, найти одну – ту, что нравится больше всего и ценится людьми.

Обычный человек уверен, что работает ради материального достатка или положения в обществе, но когда к концу самой удачной деловой карьеры он приобретает и то, и другое, ему не к чему больше стремиться, не остается никакого просвета в будущем, а лишь скука обеспеченного монотонного существования. Чтобы придать жизни смысл и определенную направленность, человеку нужна возвышенная отдаленная цель и чаще всего она бывает связана с профессиональным достижениями. Как сказал французский писатель и философ эпохи Возрожения Мишель Монтень: «Слава и спокойствие никогда не спят в одной постели».

Жажда достижений дает человеку радость жизни. Однако не каждый способен достичь серьезную, сложно поставленную цель. В процессе достижения такой цели мы сталкиваемся с трудностями, разочарованиями, тревогами, стрессами и желанием все бросить и жить «как все нормальные люди». Одни достигают цели с небольшими издержками нервной системы, другие останавливаются на полпути, третьи добиваются результата, но приобретают ряд заболеваний и чувствуют себя опустошенными, а четвертые, глядя на предыдущих трудоголиков, даже не пытаются ставить себе сверхзадачи. Они живут « как все нормальные люди», так и не испытав в своей жизни успеха трудоголика.

Педагоги, как и некоторые другие профессии, связанные с отдачей эмоций в профессиональной деятельности, подвержены изменениям в нервной системе. Как понять, что происходит с нами в определенный период профессиональной деятельности? Что делать в этот период? Возможно ли избежать изменений? Предлагаю разобраться в этих вопросах.

Когда человек вступает на путь профессиональной деятельности, он проходит несколько стадий:

  1. Оптация – выбор и определение профессии, обучение.

  2. Адаптация – вхождение в профессию, привыкание к ней.

  3. Фаза интернала – приобретение профессионального опыта.

  4. Мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности.

  5. Фаза авторитета – достижение профессионалом высокой квалификации.

  6. Наставничество – передача профессионалом своего опыта. 

В процессе становления профессиональной деятельности человек испытывает на себе определенные нагрузки на свой организм. Если неправильно распределять эти нагрузки, они превращаются в симптомы, симптомы в синдромы.

  1. Синдром эмоционального выгорания – состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно и физически.

Процесс длительный, не сразу заметный.

Признаки: соматические заболевания, повышенная тревожность, синдром менеджера (причины: работа 10 часов в сутки, повышенная концентрация на своих проблемах, необходимость постоянно принимать важные решения, удерживание большого объема информации в голове, избыток общения с работниками, коллегами; последствия – ухудшение памяти, здоровья, ослабление иммунитета).

Причины: напряженный ритм, недостаточное поощрение труда, чувство недооцененности или ненужности, некоторые черты характера (максимализм, повышенная ответственность, склонность к идеализму, мечтательность).

Лечение: правильный режим дня, сочетание труда и отдыха.

  1. Синдром профессионального выгорания – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

«Я свою профессию выполняю плохо, но я этого не вижу».

1-ая составляющая: эмоциональное истощение – опустошенность, притупленность собственных эмоций (эмоциональные срывы).

2-ая составляющая: деперсонализация (расстройство самовосприятия) – тенденция развития негативного бездушного отношения к раздражителям (вспышки раздражения или конфликтных ситуаций).

3-тья составляющая: редуцирование (сокращение, уменьшение, упрощение) личных достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольства собой.

Причины: мотивы профессиональной деятельности и оценка ее значимости, склонность к интраверсии (направленность интересов на внутренний мир, низкая социальная активность), низкая или чрезмерно высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим людям и т.п.

Лечение: учиться, учиться и еще раз учиться.

  1. Деформация (от лат. deformatio – «искажение»).

Отсутствие эмоций.

Присущи: консерватизм, неадекватная самооценка (завышенная) = всезнающий педагог, равнодушие, социальное лицемерие, педагогическая агрессия, доминантность.

Причины: отсутствие контроля свыше, не может отличить социальное ролевое поведение (на работе…, дома…, с друзьями и т.д.).

Лечение: смена вида деятельности.

  1. Профессиональная деструкция (от лат. destrukctio – «разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо») – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающееся на продуктивности труда и взаимоотношении с другими участниками этого процесса.

Полный распад личности, превышение должностных обязанностей.

Причины: профессиональные акцентуации характера (усиление отдельных черт личности), обусловленное особенностями труда, невосприимчивость к нововведениям, сложность адаптации к меняющимся условиям, снижение уровня профессиональной активности = застой в профессиональном развитии, отсутствие творчества и т.п.



Профилактика

  1. Оптимизация организационных условий труда педагога:

а) состояние рабочего места;

б) должностные инструкции и обязанности;

в) система поощрений и наказаний;

г) ОТ сотрудников;

д) наличие и развитие высокой организационной культуры;

е) административная поддержка;

2. Актуализация личностных ресурсов:

а) просветительская работа – причины и признаки, ознакомление с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья;

б) повышение значимости педагогической профессии:

  • создание условий для повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

  • беспрепятственная аттестация педагогов;

  • участие в мероприятиях по обмену педагогическим опытом и др.

3.Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (в том числе как экономно расходовать свои энергетические ресурсы).

Психологическая зарядка

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо».

6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!»

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох: «И все у меня получается».


Упражнение «Сквозь кольцо»

Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.

Описание упражнения:

Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно, в конечном счете, оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение:

Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? (поднять руки вверх…

Упражнение коллажи “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”. (Включить спокойную музыку)

Задача: активизировать групповые взаимодействия, определить условия, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта, как дома, так и на работе. Разделитесь на две группы. Первая группа будет создавать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а вторая – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.



Советы самопомощи для педагогов

  1. ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТДЫХ. НЕОБХОДИМО СРОЧНО ВЗЯТЬ ОТПУСК ИЛИ НАУЧИТЬСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ, ПЕРЕКЛЮЧАЯ ВНИМАНИЕ.

  2. СОН – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО. НЕ МОЖЕТЕ УСНУТЬ - ПРОГУЛЯЙТЕСЬ, ПОСЛУШАЙТЕ СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ, ПРИМИТЕ ВАННУ, ПОЧИТАЙТЕ КНИГУ.

  3. РАЗДЕЛЯЙТЕ РАБОТУ И ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ!

  4. РАДУЙТЕ СЕБЯ КАК МОЖНО ЧАЩЕ! КУПИТЕ НОВОЕ ПЛАТЬЕ, СХОДИТЕ В ТЕАТР, ВСТРЕТЬТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.

  5. РАЗВИВАЙТЕСЬ! ЗАПИШИТЕСЬ НА ПОЛЕЗНЫЕ КУРСЫ, ЗАЙМИТЕСЬ СПОРТОМ, НАУЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ, ЗАЙМИТЕСЬ ТВОРЧЕСТВОМ…

  6. РАСШИРЯЙТЕ ГОРИЗОНТЫ ПРОФЕССИИ! ПРИДУМАЙТЕ НОВЫЙ ПРОЕКТ, ОСВОЙТЕ НОВУЮ ДЛЯ ВАС ТЕХНОЛОГИЮ. ВОПЛОЩАЙТЕ ЗАДУМКИ В ЖИЗНЬ, ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ИДЕЯМИ С КОЛЛЕГАМИ ПО РАБОТЕ.

  7. МЫСЛИТЕ ПОЗИТИВНО! ЧАЩЕ УЛЫБАЙТЕСЬ!

Напутствие: «Бывает и мы оглядываемся назад, но не стоим на месте. Мы стремимся вперед, открываем новые пути, беремся за новые дела – потому что мы любопытны… и любопытство гонит нас по новым дорогам». Уолт Дисней.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-pedagogov.html

  2. http://www.maam.ru/detskijsad/trening-dlja-pedagogov-pomogi-sebe-sam.html

  3. https://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/

  4. https://psynavigator.ru/publikacii/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya.-ponyatie-i-prichiny.

  5. https://lektsii.org/9-17563.html

  6. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления. Емельянова М.Н.//Управление дошкольным образовательным учреждением, 7/2014, С. 30-40.