ШУМОВОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ
СКАЗОЧЕК И РАССКАЗОВ
Консультация-практикум
для родителей
Подготовила:
музыкальный руководитель
Тимофеева И.М.
ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
СКАЗОЧЕК И РАССКАЗОВ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте.
Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1.Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Как проводить сказки –шумелки?
Рекомендации по проведению занятия
- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
- Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
«Заюшкина избушка»
Русская народная сказка
Жили-были лиса да заяц.
У лисы была избенка ледяная – металлофон,
У зайца — лубяная – ксилофон.
Пришла весна красна, у лисы на крыше
Выросли большие сосульки и закапали – треугольники,
Домик у лисы растаял и утек ручейком – металлофон,
А у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать
Да его из избенки и выгнала – бубен.
Идет дорогой зайчик, плачет – треугольники.
Ему навстречу собаки – кастаньеты и деревянные ложки.
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная – ксилофон,
А у лисы ледяная – металлофон.
Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. – бубен
— Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке и залаяли: – кастаньеты и ложки
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! – бубен
Собаки испугались и убежали – кастаньеты и ложки.
Зайчик опять идет дорогой, плачет и капают у него слезки – треугольники.
Ему навстречу медведь – барабан:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная – ксилофон,
А у лисы ледяная – металлофон.
Попросилась она ночевать, да меня и выгнала – бубен.
— Не плачь, я твоему горю помогу. – барабан.
— Нет, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди лиса, вон! – барабан.
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! – бубен
Медведь испугался и убежал. – барабан
Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь? – деревянные ложки
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная – ксилофон,
А у лисы ледяная – металлофон
Попросилась она ночевать, да меня и выгнала. – бубен
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет выгоню! – деревянные ложки
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, – ксилофон и ложки
Несу косу на плечах, хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи, поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь… - бубен
Петух опять: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах, хочу лису посёчи,
Слезай, лиса, с печи, поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь… - бубен
Петух в третий раз: Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон! (Играют все инструменты)
Лиса испугалась и убежала, только её и видели – бубен
И стали петушок с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке дружно и счастливо.
Оркестр
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
ЦЕЛЛОФАН
Испугался заяц и - бежать.
ТРЕЩОТКА
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
ТРЕЩОТКА
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ТКАНЬ
Побежал заяц из леса к речке.
БАРАБАН (быстро)
А на берегу речки лягушки сидели.
ТОН-БЛОК
Увидели они зайца – и прыг в воду.
МЕТАЛЛОФОН
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ
"Едем, едем на лошадке"
Сказка - шумелка
(все садятся по кругу на ковре, после показа музыкального руководителя, детям, по порядку, предлагается имитация различных звуков на шумовых и музыкальных инструментах)
Едем, едем на лошадке (выполняем поочерёдно хлопки по коленям на каждый слог)
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза) (одновременно хлопки по коленям двумя руками )
Санки скрипят, (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)
Бубенчики звенят. (играем на бубенцах)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ветер шумит, (предлагается ребенку сыграть на маракасе)
Дятел стучит. (равномерные удары по деревянной коробочке)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Холод, стужа, (ребенок играет на треугольнике - таинственно)
Снег пушистый кружит, кружит. (ребенок изображает снег на бубне )
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Белка на ветке орешки грызёт, (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)
Рыжая лисичка зайца стережет. (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ехали мы, ехали,
Наконец, доехали,
С горки у-ух! (ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)
В ямку - бух! (ребенок ударяет один раз по пластиковой коробочке)
Приехали!