АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В ГРУППЕ ДОУ
Педагог-психолог МБОУ ЦО №6, корп.4 «Ландыш» Курбакова Д.В.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
1
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
2
Факторы, которые влияют на адаптацию ребёнка
- Возраст –чем старше ребёнок, тем легче ему адаптироваться.
- Уровень развития познавательной сферы- основные представления об окружающем мире, фигурах, цветах.
- Уровень владения речью.
- Владение навыками самообслуживания.
- Режим дня дома.
- Сформированность представлений о правилах поведения.
- Тип воспитания ребёнка в семье.
3
Почему ребёнок плачет в саду
Тревожность- ребёнок переживает изменение привычной обстановки (помещение, путь от дома, дети, группа, взрослые, режим дня, пища, игры, занятия, не рядом с мамой);
2.Неприязнь к окружающим людям – ребёнку может не нравиться внешность и другие качества окружающих его;
3.Нехватка внимания родителей- ребенок психологически не готов сепарироваться от родителей;
4.Недостаточно сформированы предпосылки развития- ребёнку трудно в дали от родителей обучаться новому, учитесь вместе с ним и закрепляйте пройденное в саду;
5.Ребёнок не умеет организовывать себе игру- научите ребёнка дома различным играм с разными предметами.
4
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации
1. Рассказывайте ребёнку, что хорошего и интересного его ждёт в детском саду.
2. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку или домашний предмет.
3. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и т.д.).
4. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке, поиграйте в подвижные игры.
5. Если у ребёнка будут развиты навыки самообслуживания- ему будет легче адаптироваться в группе.
6. Если у ребенка сформированы понятия «можно/нельзя»- ребенку будет легче воспринимать правила в группе.
5
Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно –начинайте с 1 часа. Адаптация у ребёнка может проходить до 3х месяцев.
- Поддерживайте дома режим дня, приближенный к режиму дня садика.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- Не старайтесь приводить ребёнка больным в сад.
6
Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад
6. Поддерживайте ребёнка положительными разговорами о саде, детях, играх и игрушках.
7. Не перегружайте ребёнка новой информацией, обучайте его самообслуживанию.
8. Не старайтесь долго прощаться с ребёнком в раздевалке- это растягивает стресс расставания ребёнка с Вами.
9. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
7
Взаимодействуйте с сотрудниками ДОУ, принимайте участие в жизни детского сада, пусть Ваш ребёнок увидит положительные эмоции и настрой от Вас в адрес сада, и тогда Ваш малыш с удовольствием будет его посещать.
8
ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ, СИЛ И ТЕРПЕНИЯ !