Конфликты в детском возрасте
и как их избежать
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Существуют различные причины конфликтов:
- неприязнь детей друг к другу;
- пытаются занять лидирующую позицию в группе;
- соперничество;
- разница в возрасте и др.

Ссора, столкновение, спор -определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, также несет негативный окрас.
Основные подходы в разрешении конфликтов
в детском коллективе
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из-за игрушек.
Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство.
Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы, одни силовыми методами, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом. Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный.
Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»). Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные:
Популярные дети — это ловкие, умелые, смышленые, опрятные;
К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

Виды провокаторов детей
(причины провокаций) :
Агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются;
Молчуны — спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
Сверхпокладистые — со всеми соглашаются;
Всезнайки — считают себя выше, умнее других;
Нерешительные — медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
Максималисты — хотят чего-то прямо сейчас;
Скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
Невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом;
Для 5–6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Рекомендации для родителей: Нет таких родителей, которые не желали бы своим детям только добра. Тогда почему же возникают конфликты между старшими членами семьи и младшими? Дело, наверное, в том, как именно реализуются родительские добрые намерения. Проблема не в том, как часто возникают конфликты, а каким путем решаются, с какими чувствами выходят из ситуации, которая сложилась, и родители, и дети. Именно родители, как более мудрые и опытные члены семьи должны точно знать как быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации.

Как же правильно вести себя родителям?
Правильно выбирайте время. Не нужно начинать серьезный разговор с ребенком поздно вечером, когда он расслаблен и занят любимым занятием либо когда он меньше всего этого ожидает.
Говорите только про конкретную проблему. Не стоит вспоминать все плохие поступки ребенка, прошлые или будущие. Привести это может к возникновению еще большего напряжения между вами.
Избегайте обобщений. Не употребляйте выражений «ты всегда» или «ты никогда» — это отвлечет вас от основной проблемы, которую вы пытаетесь решить.
Не имейте привычку добиваться своего за счет снижения статуса вашего ребенка. Аргументы вроде «я старше, мудрее и опытнее», может и в состоянии заставить ребенка согласиться либо замолчать, но проблему решить не помогут. Аргументируйте разумно.
Слушайте, что говорит ребенок. Каждый раз, когда вы внимательно слушаете, тем самым вы показываете, что прислушиваетесь к мыслям и мнению ребенка.
Не используйте ярлыки. Когда вы используйте ярлыки, например, слова «упертый», «ленивый», «безответственный», «непослушный», то тем самым даете понять ребенку, что он совсем никчемный. И еще, слыша постоянно ярлыки, которые вы сгоряча на него вешаете, он действительно со временем станет именно таким, как вы говорите.
Не предсказывайте будущее. «Ты никогда не изменишься», «тебе будет сложно жить с таким характером» и так далее. Такие утверждения только отвлекают от начальной проблемы. Еще они ограждают вас от необходимости прилагать старания и усилия для создания хороших и доверительных отношений с вашим чадом.
Не применяйте сарказм. Сказав саркастическим тоном: «Ты такой замечательный…», вы вкладываете в данную фразу мысль, что ребенок — полный дурак, и, к тому же, подчеркиваете, что не несете ответственности за это.
Подумайте хорошо перед тем, как играть роль страдальца. Самый жестокий вариант — угрожать болезнью или своей смертью, в том случае, если ребенок не исправится. Это просто манипулирование.
Деньги — это не аргумент. «Когда будешь сам зарабатывать, тогда тебе будет дозволено высказывать собственное мнение». Вы обязаны уважать личность ребенка, позволять ему самому принимать решения.