СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Развитие артикуляционной моторики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение подвижности органов речевого аппарата является одной из ключевых проблем возникновения недостатков в произношении звуков.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Развитие артикуляционной моторики"»

Консультация

«Развитие артикуляционной моторики».

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике. Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.) В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

  • статические: направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

  • динамические: требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных). При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1, 5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;

  • в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;

  • необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;

  • при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;

  • каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;

  • перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М. Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н. Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других. Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.