Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Гнёздышко» г. Бахчисарай Республики Крым».
Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста.
Воспитатель:
Хаустова К.Г.
Виды сенсорных ощущений:
Сенсорика (от лат. «sensus» – «восприятие»):
1. Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. 2. Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти .
Сенсорное воспитание
развивает, воображение, внимание
влияет на расширение словарного запаса ребенка
является основой для интеллектуального развития
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
Сенсорные эталоны:
- Цвета - семь цветов спектра;
- Формы - геометрические фигуры;
- Величины - метрическая система мер;
- Звука – фонемы родного языка, звуковысотные отношения;
- Вкуса – характеристика вкусовых ощущений;
- Обонятельные – запах, обонятельные ощущения;
- Тактильные – осязательные ощущения;
- Пространственных представлений – вверх, вниз, влево, вправо
Развитие зрительного восприятия.
Детей знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как:
- свет.
- цвет,
- форма,
- величина,
- количество,
- положение в пространстве,
- целостное восприятие образов предметов.
15.01.2020
Игры но формирование представлений о свете и темноте:
Пляшущие тени (тень на асфальте).
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
День и ночь (включить и выключить свет).
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Солнечный зайчик.
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Тени на стене.
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Фонарик.
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Игры на формирование представлений о цвете:
Цветная вода .
Цели. Знакомить детей с цветами.
Цветные кубики.
Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Цветные парочки.
Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Разноцветные палочки.
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.
Ниточки для шариков.
Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с
названиями цветов.
Построим башню.
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».
Бегите ко мне!
Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное
соотнесение); развивать внимание.
Разложи по коробочкам.
Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Четвертый лишний.
Цели. Закреплять знание цветов.
Игры на формирование представлений о форме:
15.01.2020
Разложи фигуры по местам!
Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом,
треугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Катится — не катится.
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.
Найди пару по форме.
Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Найди такую же фигуру.
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Найди лишнюю фигурку.
Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Разложи фигурки по домикам.
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Игры на формирование представлений о величине:
Спрячь в ладошке!
Цели. Познакомить с понятием величины.
Большие и маленькие кубики.
Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
Пирамидки.
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Веселые матрешки.
Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).
Две башни.
Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.
Два поезда.
Цели. Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
Игры на формирование представлений о количестве:
Собираем шишки.
Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
Грибы на поляне.
Цели. Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.
Песочница.
Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково).
Бутылки.
Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Картинки.
Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.
Игры на формирование представлений о расположении в пространстве:
Тут и там.
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Возьми игрушку.
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.
Прячьтесь в домик!
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.
Вверх и вниз.
Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
Где же мишка?
Цели. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Лист бумаги.
Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Игры на формирование целостного образа предметов:
Найди свою игрушку.
Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.
Найди свое место.
Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.
Предметы и картинки.
Цели. Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.
Парные картинки.
Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.
Собери целое.
Цели. Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.
Разрезные картинки.
Цели. Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.
Собери картинку из кубиков.
Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Игры на развитие слухового восприятия:
Постучим, погремим!
Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Узнай по звуку.
Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Веселый Петрушка.
Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук.
Мишка и зайчик.
Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Кто там?
Цели. Развивать речевой слух.
Кто позвал?
Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Игры на развитие тактильных ощущений:
Круглое и квадратное.
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Угадай, что в ящике.
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Переливание воды.
Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.
Ледяное царство.
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.
Прячем руки.
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
Помяли, пощипали!
Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами.
Горячо — холодно.
Цели. Развивать осязания.
Игры на развитие обонятельных и вкусовых ощущений:
«Фрукт или овощ?».
Цель:
- развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
«Что приготовил повар на обед?».
Цель:
- развитие обоняния, вкуса.
«Коробочки (мешочки) с запахами».
Цель:
- дифференциация запахов с помощью обоняния.
«Съедобное – несъедобное».
Цель:
- развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.
Спасибо за внимание!