Режиссерская игра в дошкольном возрасте
Подготовила:
Воспитатель МОУ Леснополянской НШ им. К.Д. Ушинского ЯР
Сорокина Маргарита Геннадьевна
Режиссерские игры
Режиссёрские игры – это основная форма индивидуальной игры дошкольников от 4.5 до 7 лет, но проявляется у малышей уже с 3 лет.
Сходство с сюжетно-ролевыми играми:
-наличие воображаемой ситуации;
-распределение ролей между играющими;
-моделирование реальных отношений
в игровой форме
Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в этом, необходимо развести несколько тесно связанных проблем: какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, какова специфика педагогических воздействий в организации разных видов игровой деятельности, что подлежит оценке – собственная деятельность воспитателя в организации игры детей, тематическое содержание игры или игровые
умения детей.
Первая младшая группа
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Изготовление полифункционального материала
Педагогические условия развития режиссерской игры
Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (различные ширмы, наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность (можно использовать машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья, наборы кубиков и т.п.) Осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре). Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом,
чтобы они «видели» игру до ее начала ( «Давай сочиним сказку»,
«Я начну сказку, а ты ее продолжишь…»,
«Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…).
Педагогическая ценность
Педагогическая ценность режиссёрских игр - способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; - развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; - являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания; - дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.
Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников,
ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца.
Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из
элементов знакомых сюжетов.
Преимущества и значение игры
Преимущества игры
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры
Дети самореализуются; У детей активизируются речь, воображение, мышление; У детей проявляется самостоятельность,
конструктивные способности (планирование деятельности),
артистические способности.
Заключение и выводы
Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка-дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование. Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.
ВЫВОД ПО ТЕМЕ:
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре (одновременном выполнении разных ролей) от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральным качествам влияют на образование таких же
качеств у ребенка.
Спасибо за внимание!