Составление сказок как средство речевого и умственного развития дошкольников. Сказкотерапия.
Подготовлено:
Воспитатель
Сорокина М.Г.
МОУ Леснополянская НШ
им. К.Д. Ушинского ЯР
Цели ТРИЗ:
- развивать фантазию детей,
- учить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,
- воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
- развивать умение решать свои маленькие проблемы
Исходное положение концепции -
- природосообразность обучения - педагог должен идти от природы ребенка
ТРИЗ
- "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”. (Г.С.Альтшуллер)
Этапы:
- корректировка первоначальной формулировки задачи;
- построение модели;
- определение имеющихся вещественно – полевых ресурсов;
- составление ИКР (идеального конечного результата);
- выявление и анализ физических противоречий;
- приложение к задаче смелых, дерзких преобразований.
Сказкотерапия – это
направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения
(означает « лечение сказкой »)
Детские проблемы:
- 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
- 2. Сказки для гиперактивных детей.
- 3. Сказки для агрессивных детей.
- 4.Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
- 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений .
- 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Особенности сказок:
- Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.
- Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
- о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
- В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как прощать.
Виды народных сказок:
- Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных
Причины плохого поведения ребенка:
- 1 . Ж елание привлечь к себе внимание
- 2. Ж елание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками .
- 3.Ж елание за что-то отомстить взрослому .
- 4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи .
- 5. У ребенка не сформировано чувство меры .
Особенности сказкотерапии с детьми
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- Нельзя допускать затянувшихся пауз .
Требования к сказочной ситуации:
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Основные методы сказкотерапии
- Рассказывание сказки.
- Рисование сказки.
- Сказкотерапевтическая диагностика.
- Сочинение сказки.
- Изготовление кукол.
- Постановка сказки.
Проблемы, решаемые с помощью использования кукол:
1.Проведение психодиагностики.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие грубой и мелкой моторики.
7 . Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
- Сказка способствует развитию эстетических чувств, воспитанию правильной устной речи,
- Благодаря сказке ребенок познает мир,
- откликается на события и явления окружающего мира,
- выражает свое отношение к добру и злу,
- влияет на развитие связной, логичной речи
- в сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости,
- с помощью сказки происходит первоначальный этап идейного воспитания,
- Сказка -благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине.
- Сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и поясняет устройство окружающего мира,
- учит взаимодействию между различными участниками диалога,
- отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов
- Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас,
- получает знания об интересующем его предмете, а также обогащается широким спектром общих знаний
до 1года:
- Потребность в другом человеке, эмоциональное общение;
- Комплексный контакт с ребенком (ребенок видит, слышит, ощущает);
- Интонационный рисунок речи;
- Слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком
от 1 года до 2-х лет:
- Самостоятельность первых слов, шагов, осознанных действий с предметами;
- Речь - средство общения и выражения желаний и эмоций;
- общение как форма организации предметной деятельности;
- общение не только эмоциональное, но уже и речевое;
- Появление интереса к сказке
от 2-х до 3-х лет:
- происходит переход действия от совместного к самостоятельному,
- действия с предметами интересны как способ привлечения внимания взрослого,
- Ребенок может проводить параллели между собой и сказочным героем,
- корректировать действия героя,
- вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии
- сказка , сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции,
- решает профилактические и подготовительные задачи.
Этапы подготовки к сочинению сказки:
Сюжет сказки:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- у пражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений
Приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Виды сказок:
- Художественные
- Дидактические
- Психокоррекционные
- Психотерапевтические
- медитативные
Типы сказок:
- Составление сказок с помощью метода «Каталога»
- Сказки динамического типа
- Сказки описательного типа
- Сказки нравственно-этического типа
- Сказки конфликтного типа
Метод "Каталога"
- Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют:
- два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели;
- их друзья, помогающие эти цели достигнуть;
- определенное место .
- Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
- Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.
- Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
- Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
- Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
- Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
- Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
- "Собирать" сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать "ответы" в книге, придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".
Сказки динамического типа
- Цель : создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением. Герой должен делать выводы , корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.
Алгоритм составления сказки:
- Выбирается сквозной герой (герои).
- Описываются их свойства, мотивы и цели.
- Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
- Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
- Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
- Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.
Сказки описательного типа
- Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности). Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности
Алгоритм составления сказки:
- Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
- Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
- Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
- Порча кем-либо дела героя.
- Решение творческих задач героя.
- Продолжение главного дела.
- Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
- Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.
Сказки нравственно-этического типа
- Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.
Алгоритм составления сказки:
- Определяется место , где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.
- Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).
- Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками .
- Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело.
Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
- Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: "И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет". Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: "Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику: "Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: "Не злись на других, самому от этого хуже становится".
- Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди".
- Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".
- Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди".
- Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".
Сказки конфликтного типа
- Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.
Алгоритм составления сказки:
- На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:
- Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).
- Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.
- Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.
- Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.
- Конфликт разрешается средствами самих героев.
- Придумывается названия сказочного текста.
Способы составления сказок
- СКАЗКИ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ШКАТУЛКИ
- ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ
- КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
- СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА
- СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ
- СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ
- СКАЗКА ОТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ
- СКАЗКА ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ
- ИЗ СКАЗКИ - ЗАДАЧКУ
- СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
- СКАЗКИ ИЗ МУСОРА
- СКАЗКИ ОТ МФА (метод морфологического анализа)
- СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ
- СКАЗКИ ОТ ПРОСТО СТИШКОВ
- СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
- СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ
- СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ
- СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
- СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ
- СКАЗКИ ПО СМЕШАННЫМ ОБРАЗАМ
- СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
- ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ
- СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ
- БИНОМ ФАНТАЗИИ
- ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СКАЗКАХ
Успехов
в творчестве!