СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Самопознание- знание о себе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Самопознание- знание о себе"»

№1. Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом

аналитический — связан с работой ума, ментальный план;

творческий — сфера чувств, эфирный и астральный план;

духовный — сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.



2. Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели. Когда же человек начинает познавать себя? Мне кажется, что это начинается в момент, когда человек стоит перед выбором. Я не имею ввиду выбор вида колбасы в продовольственом магазине, а выбор в котором нужно понять, что человек действительно хочет в данный момент. Выбор своей Жизни - выбор согласно кому или чему следовать в жизни. Данный (осознанный) выбор отличается от "выборов" человека, которого в современном мире называют "нормальным" (неосознанный выбор), для которого не нужно принимать решения, все уже решено за счет "промывки мозгов" родителями, обществом, телевизором, рекламой и т.д. Такой человек ничего не выбирает, хотя искренне уверен, что это его выбор.

3. Процесс самопознания нужен для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

4.Что необходимо знать педагогу начального и дошкольного образования о себе для успешной профессиональной деятельности?

Успешный педагог, удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

5 . Чтобы познать себя я буду использовать следующее - 1. поставлю цель "познать себя". 2. Подоберу тесты, которые характеризуют мою личность с различных сторон. Тесты – это практически единственный инструмент, который позволяет превратить мои субъективные особенности в объективные показатели. 3. Начну рационально использовать имеющиеся способности для решения своих профессиональных и личных задач. Вместе с тем, постараюсь избегать задач, где потребуется включение моих слабых способностей.









№2.Социально-активные методы самопрезентации



1. Самопрезентация (с лат. — «самоподача») — это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью и направленностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.

Самопрезентация рассматривает вербальные техники (включает способы организации текста и риторические приёмы) и невербальные техники, к которым относятся: внешний вид, одежда, манера держаться, обстановка, речевые манеры, позы, мимика, жесты, поведенческие приемы.

Организация тренинга эффективной самопрезентации

Упражнение «Организация игры». Цель: формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя-воспитателя. Ситуация 1. Идет урок. Дети устали. Надо переключить их от серьезной работы к игре; провести мотивацию; четкий, короткий инструктаж (рассадить, построить и т. д.); выход из игры; короткий анализ; настрой на серьезную работу. Ситуация 2. Все ученики (возраст по выбору) с увлечением играют, кроме одного. Найти средство включения его в игру (игра подвижная или познавательная, на выбор). Упражнение «Что посоветуете». Цель: формирование основ формотворчества.

2. Самопрезентация оказывает влияние на наше знание собственного «Я». Способы предъявления себя другим людям могут влиять на Я-концепцию человека. Когда мы демонстрируем различные формы поведения публично, они часто оказывают на нашу Я-концепцию более сильное влияние, чем когда мы представляем их самим себе.

3. Профессиональную самопрезентацию мы используем в рабочей или учебной среде, личную — при построении любовных и дружеских отношений.

4. Зовут меня Татьяна Владимировна, по профессии и по призванию – воспитатель .Имею педагогическое образование, плюс никогда не заканчивающийся процесс самообразования и самосовершенствования (процесс этот, кстати, прекращать и прерывать не планирую). Веду активный и здоровый образ жизни, люблю спорт (не связанный с экстримом и риском для жизни). Вредные привычки отсутствуют. В порочащих меня связях замешана не была. По «местам не столь отдаленным» не проходила. Репутация безупречная. Прошлое «прозрачное». На пост президента не баллотировалась.

Характер уравновешенный, и гибкий, темперамент представляет собой густой замес «сангвиника» с «флегматиком». Мировосприятие образное, визуалистичное. Ум пытливый, прозорливый. Выносливость крепкая, реакция быстрая. Личность ответственная, пунктуальная. Женщина общительная и коммуникабельная. Психотип – «слушатель». Самооценка высокая. Ур Взгляды на жизнь реалистичные и прагматичные. Стиль мышления и восприятия всего происходящего – оптимистичный. Люблю жизнь и людей. Чувство юмора всегда со мной. Жизненное кредо: «Все, что делается, все к лучшему»!

5.

Под музыку «Я рисую солнце» ребенок выходит на сцену и рисует в воздухе.Далее выходит воспитатель(в) и спрашиваетВ: Здравствуй. Как тебя зовут?

Р: Здравствуйте. Меня зовут маша

В: А меня зовут Татьяна Владимировна . Скажи, а что ты рисуешь?

Р: Я хочу нарисовать свой день.

В: Давай, нарисуем его вместе. Я работаю воспитателем в детском саду «Солнышко» и каждый мой день насыщен разными красками.

Р: Какого цвета будет моё утро? Я хочу, чтобы оно было оранжевым.

В: Твоё утро будет оранжевым – это цвет пробуждения, это заряд хорошего настроения на целый день. Мы сделаем зарядку и поиграем в весёлые игры. Затем тебя ждет вкусный и полезный завтрак.

Р: Какого цвета будет мой день?

В:В палитре дня мы смешаем несколько цветов. Возьмём немного солнечно жёлтой игры, добавим синей информационно-коммуникационной технологии. И получившимся зелёным мы нарисуем занятия, на которых ты узнаешь много интересного об окружающем тебя мире.

Р: А можно моя прогулка будет фиолетовым цветом?

В: Конечно, фиолетовый цвет – это цвет загадки. Мы пойдём на прогулку и ты не будешь знать , что тебя там ждёт. На прогулке ты можешь наблюдать, а можешь превратиться и в сказочного героя, а можешь пойти на увлекательную экскурсию.

Р: А какой вы выберете цвет?

В: Я выбираю голубой – это цвет спокойствия и здоровья. Мы сделаем гимнастику для глаз и пальчиков, под прекрасную музыку ты пройдёшь босиком по массажной дорожке здоровья. Затем тебя ждут закаливающие процедуры и мимическая разминка. Ты узнаешь, как заботиться о себе и своём здоровье.

Р: Мне очень нравится розовый цвет, давайте его добавим.

В: Розовый цвет – это цвет семьи.

В нашем садике,

Просто замечательно!

Мы — как дружная семья

Вместе песенки поём.

Играем и мечтаем,,

Трудимся и познаем

В общем, здорово живём.

Р: Я хочу, чтобы мои родители гордились мной и радовались моим успехам.

В: Ты подаришь своим родителям красный цвет. Это цвет праздника. Ну, а в праздник детский сад нам устроит маскарад. В красочных нарядах мы будем петь, играть и танцевать. А мамы и папы будут вами любоваться.

Р: Мне нравиться с вами рисовать! Я хочу к вам в детский сад.

В: Идём со мной. Нас ждёт прекрасный день.

Танец с полотнами « Рисуем день»

Р: Татьяна Владимировна у меня получилось нарисовать день такой, каким я хотел его видеть

И у меня …. И у меня…..

В: Какие разноцветные и красивые получились ваши дни, Благодаря вам ребята каждый день моей жизни приносит мне радость и подтверждает мой девиз. С детьми всегда должна быть рядом, Даря тепло и согревая взглядом. Их в мир прекрасного вести, И помнить заповедь «Не навреди». Я воспитатель и этим горжусь, что вместе с детьми жить на свете учусь.



№3

1.

Суть взаимопознания людей в процессах общения состоит в том, что психологические качества человека раскрываются на основе отражения причинно-следственных отношений человека с окружающим его миром вещей и людей. Наблюдаемые причинно-следственные взаимосвязи осознаются как субъектные характеристики личности, которые человек обнаруживает своими действиями и поступками.Условия эффективного взаимодействия – это групповые правила, способствующие его формированию. Условия эффективного взаимодействия в консультировании. Обстановка консультирования и психологической группы способствуют возникновению доверия между участниками. В такой атмосфере человек лучше раскрывает свои возможности, способен разобраться в своих желаниях и выработать эффективные способы взаимодействия. Этот опыт несомненно расширяет и возможности общения в повседневной жизни.

2. Существует три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия). Выяснение- это обращение к ученику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний. Перефразирование - это пере формулирование своими словами основной идеи сообщения с целью подтвердить либо уточнить свое понимание переданного сообщения, его содержательной части. Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание.

3. Одной из гарантий успеха любой деятельности является профессионализм ею занимающегося человека, поэтому так важно смотреть на деловые качества коллеги. Они позволяют понять, на что он способен, что можно ему поручить. Их анализ желательно производить при устройстве на работу, важно помнить и про личные качества, от которых часто зависит поведение с коллегами и руководством.

4.

Профессионализм коллеги можно проверить с помощью ситуационных заданий или вопросов. Такой вид беседы больше похож на проверку, но он поможет выяснить модель поведения сотрудника и его отношение к тому или иному рабочему событию. Чтобы узнать, что специалист может делать, может попросить его выполнить тестовое задание.





№4

1. Главные отличаем является то, что у деловых отношений есть компонент общее дело/работа. Он заставляет отношения строить вокруг него самого. Они более формализованы, стандартизированы и подчиняются правилам в отличие от личных.

2 .Особенности. Деловое общение отличается от всех остальных видов коммуникаций тем, что обладает: Регламентированностью. Основы делового общения составляют установленные правила по ограничению коммуникаций. Определяются они видом взаимодействия, его задачами и целями, степенью официальности, а также культурными и национальными традициями.

3 .В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.

4. Я буду использовать вид взаимосвязи - деловые отношения.



№5

Информационные каналы

Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.

Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.

Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.

Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

1.Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. ... Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх. ... Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует...

2. Если я хочу добиться максимально эффективной коммуникации и понять с кем имеете дело: 1.понаблюдаю немного за своим визави: полученная информация поможет построить беседу правильно. 2.уделю внимание своему собеседнику в начале разговора, обращу внимание на детали, и они подскажут как себя вести 3. Еще лучше, если есть возможность предварительного знакомства . Это поможет основательнее подготовиться, подобрать соответствующие примеры, время и место для беседы.

3.Учитывая информационные каналы можно определить, что за человек перед нами, как с ним нужно держаться, чего от него можно ожидать.

4. Мой информационный канал -визуальный. Я не воспринимаю информацию на слух, на ощупь и т.д



№6

1. Что такое «эмоциональное состояние»?

Эмоциональные состояния – цельное качество психической деятельности за определенный срок. Характеризуется большей продолжительностью и меньшей интенсивностью. К ним относятся аффект, стресс, фрустрация, страсть, настроение.

2.Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс, можно подразделить на три класса:

1) факторы, которые могут вызывать эмоцию вследствие врожденной чувствительности к ним организма; мы будем называть их натуральными (безусловными) эмоциональными раздражителями;

2) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что стали сигналами важных для субъекта событий;

3) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенным в опыте познавательным структурам.

3. Если не управлять своими эмоциями то:

а) формируется негативное мышление. Когда человек эмоционально подавлен, то он больше остальных поддается влиянию окружающих. Так, чтобы не распространять негатив, нужно контролировать себя.

б) появляется внутреннее беспокойство. Если человек постоянно негативный, то это приводит к его деградации в эмоциональном плане. Если говорить проще, то неумение контролировать эмоции приводит к упадку душевных сил и физических.

в) потеря друзей и знакомых. Никому не понравится, когда человек постоянно в плохом настроении. Это отталкивает и друзья не стараются общаться с такими людьми. Поэтому, чтобы сохранить дружбу, учитесь контролировать себя.

г) изоляция от общества. Когда человек не умеет держать себя в руках, то он похож на зверя. Он становится неадекватным и его никто не понимает.

д) утрата контроля над чувствами. Важно контролировать себя, чтобы никому не навредить, в том числе и себе. Если за своими чувствами не следить, то лишиться можно многого.

е) вред жизни человека. Часто сильный дисбаланс в эмоциональном плане приводит к серьезным потерям, к примеру, это проявляется в нанесении вреда себе или самоубийстве.

4. Лично для меня действенным способом является рисование чего-либо, то есть выражение на бумаге посредством рисунка своих переживаний, а кроме того, очень помогает письменное упражнение, когда по утрам пишешь всё, что взбредет в голову.

5. Скорее всего метод" заражения", хотя раньше я так не считала. В прошлом году я лежала в роддоме в ожидании третьего ребенка и мне уже было 40 лет, но я панически боялась наступающих родов и паника и истерика передалась остальным будущем мамачкам.

6. Самоконтроль, самовнушение, спорт или сон (активная и пассивная разрядка), слезы, переключение или отключение внимания, рационализация, анализ ситуации, аутотренировка, изменение отношения, медитация, релаксация.

1.Подготовка тела и психики к деятельности.

2. Игротерапия. Снижение напряженности, мышечных зажимов. Коррекция агрессии, тревожности, страхов. Повышение уверенности в себе.

3. Психогимнастика. Снижение мышечных зажимов, напряжения.



7 .

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Поперечное расслабление и напряжение.Удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...

Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.

Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

Диафрагмальная гимнастика.

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания.Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.

Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько разРасслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи и медленно опустите.Расслабьте запястья и поводите ими.Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.