СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация учителя-логопеда "Звуковой анализ слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуковой анализ слова

       В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Фонематический слух – это способность различать звуки речи.

Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы.

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:

  • опознать звук в речевом потоке;
  • различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);
  • понимать значение слов, отличающихся одним звуком (мишка – миска).

       Развитый фонематический слух важен не только на этапе формирования устной речи ребенка. Высокий уровень его развития необходим при овладении письменной формой речи (чтением и письмом). Он является залогом последующей грамотности ребенка.

       Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Консультация учителя-логопеда "Звуковой анализ слова"»

Звуковой анализ слова

В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Фонематический слух – это способность различать звуки речи.

Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы.

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:

  • опознать звук в речевом потоке;

  • различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);

  • понимать значение слов, отличающихся одним звуком (мишка – миска).

Развитый фонематический слух важен не только на этапе формирования устной речи ребенка. Высокий уровень его развития необходим при овладении письменной формой речи (чтением и письмом). Он является залогом последующей грамотности ребенка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения.

Звуковой анализ – это:

  • определение порядка звуков в слове;

  • выделение отдельных звуков;

  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий - глухой).


Чтобы родителям было легче помогать своим детям необходимо вспомнить теорию русского языка.

В русском языке 10 гласных букв (А,О,У,Э,Ы,И,Я,Е,Ё,Ю),

21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ) и еще особенные буквы – это Ь и Ъ.

Теперь разберемся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема


Согласные звуки в свою очередь делятся на твердые и мягкие. Например: трон – тронь . Мягкость согласного звука обозначается значком:

Стало быть, в слове трон [н]- твердый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий.

Звуки [ж],[ ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б-б’], [р-р’] и так далее.

Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора можно рисовать кружками и раскрашивать, выкладывать из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели хорошо подходят пробки для пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).



Условные обозначения звуков и схема их разбора:

Красный цвет – обозначает гласный звук

Синий – согласный твердый звук

Зеленый цвет – согласный мягкий звук

Соответственно, слово лес схематически будет выглядеть так: