СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация воспитателям «самостоятельная музыкальная деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная музыкальная деятельность — реально суще­ствующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.

Просмотр содержимого документа
«Консультация воспитателям «самостоятельная музыкальная деятельность»»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта: [email protected]








КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»






Подготовила:

Музыкальная руководитель

Тарбаева Елена Валерьевна







г. Выкса, 2018г.


Самостоятельная музыкальная деятельность — реально суще­ствующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.

Музицируют да­леко не все дети, нередко активно действуют одни и те же малы­ши в течение длительного времени. Если, музицируя, ребёнок активно применяет знания и умения, полученные на музыкаль­ных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состояв­шемся музыкальном развитии.

Однако от самостоятельной му­зыкальной деятельности надо отличать внешне подобное ей яв­ление, которое состоит в том, что дети, подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать, например, манеру ис­полнения танца балерины. Но двигаются при этом неритмично, не в такт музыке. Недостаточно опытные воспитатели принима­ют это за самостоятельную музыкальную деятельность (СМД).

В действительности дети осуществляют не музыкальную дея­тельность, а игровую.

Источник СМД малышей, в широком смысле слова, — это окружающая их действительность. Но основной источник СМД, конечно, музыкальные занятия, а также праздники и развлечения, организуемые в детском саду. Именно они долж­ны формировать музыкальный вкус ребенка.

Одна из ведущих причин СМД детей — их желание проявить себя в музыке. Импровизируя мелодии, неоднократно повторяя полюбившиеся им интонации, дети в своем пении выражают радость, самоутверждение. Они с большой готовностью делятся своим опытом с товарищами, и сами упражняются с целью со­вершенствования в чём-либо.

В старшем дошкольном возрасте дети чувствуют общественное значение своей деятельности. Со­вершенно очевидно, что музицирование не только обогащает жизнь ребёнка, но и «выполняет свои воспитательные функ­ции». Однако качество импровизационного детского исполне­ния, как правило, ниже того, которое они демонстрируют на музыкальных занятиях.

Именно в музицировании особенно ярко проявляют себя музыкально способные дети.

По своей инициативе они используют многие виды музыкальной деятельности, с которыми познако­мились в детском саду и дома. Но различные жизненные ситуа­ции, побудившие их к музыкальным проявлениям, придают их действиям своеобразный характер, отличный от ранее усвоен­ного. Дети применяют разнообразные виды деятельности, с ко­торыми они познакомились на занятиях, праздниках или в се­мейном кругу, но при этом преобразуют их в соответствии с иг­ровой ситуацией, жизненными потребностями. Благодаря это­му, музицирование становится частью их «синтетической» дея­тельности.

Например, ребёнок «играет» на пианино и очень удачно подражает технике игры музыканта. Одновременно он напевает мелодию, драматизирует, исполняет роль руководя­щего процессом коллективного пения.

Дети занимаются творческой и исполнительской деятельностью.

Творческая деятельность носит явно импровизирован­ный характер.

В исполнительской практике дети то упражня­ются в каком-то умении, то выступают как «артисты», стремясь выразительно спеть, станцевать и доставить удовольствие окру­жающим.

Формы организации детей при самостоятельном музициро­вании весьма разнообразны. Иногда их действия имеют харак­тер художественной самодеятельности (демонстрируют песни, танцы) или форму автодидактических и взаимообучающих уп­ражнений.

Иногда это форма сюжетно-ролевой игры, когда вы­деляются роли музыкантов и слушателей.

Наконец, дети просто напевают во время каких-либо занятий, выхода на прогулку, рассматривая книжку.

По существу, это форма индивидуальных занятий, возникающих исключительно по инициативе самих детей.

Таким образом, наиболее распространенная форма органи­зации СМД — действия небольшой группы или одиночек.

Итак, наиболее часто встречаются две формы организации СМД.

1. Музыкальная сюжетно-ролевая игра.

Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений

(игры: «Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия»),

распределяют роли и сюжет получает свое развитие.

2. Автодидактические упражнения. Дети упражняются, играя на детских музыкальных

инструментах, разучивая какие-либо танцевальные движения.

Главная тактика педагогов и родителей в руководстве музицированием — это соучастие в нём.

Нельзя навязывать готовые решения, а нужно стимулировать их поиски.

Например, воспитатель гово­рит: «Как бы нам лучше положить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно их брать и играть?»

Дети начинают со­ветовать и действовать, устанавливают порядок, за которым по­том сами следят.

«А я вот как играю», — говорит воспитатель, показывает при­ём игры на инструменте. Ребёнок понимает свою ошибку, и воспитатель тут же отходит.

«Послушай песню, которую я люблю» (поёт, проигрывает). «А ты что любишь?» «Сегодня день рождения Ани. Пусть каждый преподнесет ей музыкальный по­дарок».

В подготовительной группе могут быть более лаконичные предложения:

«Давайте проведём конкурс на лучшее исполне­ние песни или танца».

«Кто вспомнит больше названий знако­мых песен, инструментальных пьес?»

«Поиграем в праздник?»

Очень часто дети играют «в пароход», построив корабль из кубиков. Воспитатель может предложить детям пригласить на корабль «артистов и устроить концерт для моряков».

Можно по­играть «в поезд». Пассажиры занимают места, отправляются в путешествие, а по дороге они останавливаются на станциях: «Песенная», «Плясовая» и т. д.

Можно поиграть в музыкальное занятие, театр, выступление с концертами по телевизору, мага­зин музыкальных инструментов и т. п.

Воспитатель то включает­ся в совместную игру, как бы демонстрируя свои умения, и этим поправляет явные ошибки детей, то регулирует участие малоак­тивных или излишне предприимчивых малышей.

Важнейшим условием формирования СМД является созда­ние музыкального уголка, в котором должны быть музыкальные пособия и инструменты, музыкально-дидактические игры, тех­нические средства.

Воспитателю следует учитывать принцип постепенности и последовательности внесения новых пособий. В музыкальном уголке не должно находиться большое количе­ство пособий и музыкально-дидактических игр одновременно (оптимально — не более четырех).

По мнению, очень важны впечатления, кото­рые дети получают вне занятий — во время праздников, развле­чений, слушания грамзаписей.

С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам классические музыкальные про­изведения.

Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции». Для этого реко­мендуется широко использовать музыкальный фольклор, про­водить разнообразные игры под его сопровождение (настоль­ные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсцени­ровки.

Планируя формы руководства музицированием, воспитатели обращают внимание на

- потребность в новом оснащении;

- пос­ледовательность предоставления инструментов и пособий де­тям;

- продолжительность их использования;

- на интересы каждо­го ребёнка, чтобы найти приёмы привлечения малоактивных

малышей.

При планировании работы воспитатель обдумывает и фор­мулировки своих действий. Вместо «учить» детей, он напишет: «поощрять», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «пробудить интерес», «спеть самой», «координировать взаимо­отношения детей» и т. д.

И дело не в том, что одни слова заменя­ются другими. Это принципиально различный подход, характе­ризующий особенности тактичного соучастия воспитателя в самостоятельном музицировании малышей.

Можно предложить следующую схему планирования работы по СМД, учитывающую особенностей развития детей каждой группы.


Понедельник - индивидуальная работа с музыкальными инструментами.

Вторник - повторение и разучивание хороводов, игр, песен, элементов танцев.

Среда - слушание музыки в грамзаписи.

Четверг - театрализованная деятельность детей.

Пятница - создание обстановки для самостоятельного музи­цирования воспитанников.