Попереченский детский сад, филиал Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189»
Консультация
«Здоровье ребенка в наших руках»
Подготовила воспитатель: Масютина О.Н
Консультация для педагогов
«Здоровье ребенка в наших руках»
Слайд № 2 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
В современном мире много разных проблем, среди которых самой важной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Слайд № 3 Здоровье – это одна из характеристик человека, наряду с духовностью и интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможности реализации биологической и социальной функции.
Слайд № 4 Сохранение и укрепление здоровья детей в нашей стране закреплены в следующих законодательных и нормативных документах: закон Российской Федерации «Об образовании»; «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»» «Конвенция о правах ребенка».
Слайд № 5 Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Слайд № 6 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Слайд № 7 Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован.
Слайд № 8 Основные составляющие здорового образа жизни:
-Рациональное питание
-Режим дня
-Прогулка
-Физическая культура и спорт
-Закаливание
Слайд № 9 Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов ее в течение дня.
Слайд № 10 Особое значение имеет режим дня. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда одни и те же часы кормления, сна, бодрствования налаживают деятельность организма ребенка.
Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Слайд №11 Прогулка. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- Солнечные и воздушные ванны;
- Водные процедуры;
Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма детей. Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. Благотворно влияет на детский организм утренняя гимнастика на улице. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки призваны компенсировать двигательное голодание.
Слайд № 12 Систематическая двигательная активность способствует укреплению и сохранению здоровья детей, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Ходьба является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела.
Слайд № 13 Средства двигательной направленности
• Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Слайд № 14 Закаливание. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в "холодное"). – Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
Слайд № 15 При воспитании детей дошкольного возраста, очень большое значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков, которое необходимо заранее хорошо спланировать, продумать и организовать. Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа, постель, горшок, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными.
В детском саду педагоги должны объяснить детям рассказать о том, что такое режим дня, зарядка по утрам, здоровая пища, ввести такое понятие как инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Привить ребенку умение в любой ситуации сделать правильный выбор в пользу полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Слайд № 16 Необходимые условия для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни нам предоставляет система дошкольного образования. Организованная образовательно – воспитательная работа с детьми в большей мере обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ воспитателям рекомендуется осуществлять через занятия, игру, режим дня, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Слайд № 17 Для этого можно пользоваться такими методическими приемами:
- беседы и рассказы воспитателя;
- разучивание стихотворений;
-создание проблемных ситуаций;
-сюжетно- ролевые игры;
- рассматривание сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- физкультминутка;
- самомассаж.
Слайд № 18 Ребенок проводит в детском саду треть своей дошкольной жизни. И как будет организована его жизнь, в большей степени зависит от сотрудников ДОУ. Педагоги в группе должны постараться создать такую развивающую среду, как с традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками, чтобы она помогала укрепить и сохранить здоровье детей.
Прививать интерес к различным видам спорта следует через спортивную работу:
- утренняя гимнастика;
- спортивные соревнования;
- спортивные досуги, праздники;
- корригирующая гимнастика после сна;
- подвижные игры на прогулке.
Используя разнообразное физкультурное оборудование и пособия, мы педагоги должны обеспечить правильное выполнение различных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств. Применяя все это на занятиях физической культурой, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после сна, решаем проблемные задачи всестороннего воспитания детей.
Слайд № 19 В деятельности детского сада работа с родителями является одним из основных направлений. Физкультурно-оздоровительная программа даст полноценный результат, если она решается совместно с семьей, если в детском саду создано общество «Дети – родители – педагоги». Работа педагогов должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей невозможно добиться хороших результатов, ведь только они служат ярким примером для своих детей. В работе с семьей использовать следующие формы работы: дни здоровья, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, совместные походы, педагогические беседы и консультации, наглядную информацию, родительские собрания, проводить анкетирования.
Слайд № 20 Взаимодействие с семьей строить на следующих принципах:
Принцип партнёрства, взаимопонимания и доверия
Принцип согласованности действий.
Принцип ненавязчивости.
Слайд № 21 Принцип «активного слушателя».
Принцип самовоспитания и самообучения.
Принцип жизненного опыта.
Принцип безусловного принятия ребёнка
Слайд № 22 Все это дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания и формирования у детей навыков здорового образа жизни.
Любому ребенку хочется быть сильным, энергичным, бодрым. Наша цель – научить их думать о собственном здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
Слайд № 23 Спасибо за внимание