Аналитическая справка о консультативной работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогами в период с 01.03.2022 – 25.05.2022
В период с 01.03.2022 по 23.05.2022 проведено 23 консультации для участников образовательного процесса. Из них 6 человек- родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ, 8 обучающихся с ОВЗ, 9 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Консультативная работа непосредственно с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями), направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия консультанта в позиции «личность – личность».
Цель – помощь клиенту в понимании, осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Задачи психологического консультирования:
-эмоциональная поддержка со стороны педагога-психолога и искреннее внимание к переживаниям клиента;
-расширение сознания и повышение психологической компетенции;
-изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;
-развитие у клиента ответственности и способности принимать адекватные ситуациям решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качеств;
-обучение новому, более адаптивному и адекватному поведению типу поведения.
| |
Консультативная работа в МБОУ СОШ № 2 проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. В основном связана с оказанием помощи детям, имеющим трудности в обучении и психологическом развитии. Может быть ориентирована и на работу с детскими коллективами (коррекцию межличностных отношений). Консультирование детей в значительной мере отличается от консультирования взрослых. Если, работая с взрослыми, педагог-психолог в основном ориентирован на цель клиента, то в работе с детьми он ориентирован на: -фундаментальные цели; -цель, которую поставили перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком; -свои собственные профессиональные цели; -цель самого ребенка. Другим немаловажным отличием консультирования детей от консультирования взрослых является то, что в силу своих физиологических особенностей ребенок не может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрослым. Кроме того, поскольку язык ребенка недостаточно хорошо сформирован, в большинстве случаев ему трудно выразить свои чувства и объяснить, что с ним происходит. В пятидесяти процентах консультирования подростков работа была осложнена проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия, также надо мотивировать обучающегося, поддерживать его интерес и побуждать оставаться в рамках определенной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда нет достаточного количества времени. |
В работе с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ применяются как групповые, так индивидуальные формы работы. Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.
Индивидуальное консультирование предполагает:
-совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
-анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
-индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке.
Анализ проведенных консультаций определил круг вопросов, заявленных для обсуждения: длительность и выражение трудности периода адаптации к условиям образовательного учреждения, детского коллектива; явление изолированности в общении со сверстниками, противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом; замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания: трудности формирования и автоматизации УУД в соответствии с ФГОС.
Ожидаемые результаты: родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ станут активными участниками образовательного процесса, выстроятся доверительные отношения между педагогом и родителями, повысится педагогическая грамотность семьи, взрослые в нужное время скорректируют свои отношения с ребёнком и смогут во всём ему помочь; расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ, повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ, снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ; рекомендации педагогу обучающегося с ОВЗ по корректировке образовательной траектории.
Рекомендации участникам образовательного процесса после первой консультации по заявленной проблеме: повторное посещение педагога-психолога с целью отслеживания динамики преодолений затруднений психологического характера; обучение поведенческим стратегиям и навыкам отреагирования эмоционального напряжения.