Урок
Тема. Контрольное изложение с дополнительным заданием «Торопись делать добро»
Цель: Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание, выполнять дополнительное задание к тексту. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся.
Этапы урока
I. Организационный этап
II. Сообщение темы, определение целей урока
Учитель должен четко сформулировать задание и назвать вид изложения.
III. Чтение текста учителем
После чтения учащиеся составляют план и записывают текст на черновик. На 2-м уроке текст корректируется и переписывается. Учащиеся выполняют дополнительные задания.
Торопись делать добро
Человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но если мы вглядимся в энергию многих людей и посмотрим на её последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А иногда сильно увеличивает зло. И борьба с самим злом делается бесплодной, если она не несёт в мир подлинное добро.
Жизнь людей становится всё более торопливой. Все бегут, боятся куда-то не успеть, куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Но материальные дела не успокаивают человека, если не он ими владеет, а они им. Становясь рабом своих материальных дел, человек стоит на песке, и созданное им разрушается.
Начни сначала думать о том, чтобы сделать добро, потом подумай, как его совершить, а затем начни его совершать. Добро – это светильник. Он согревает и озаряет твою жизнь и жизнь людей вокруг. Добро есть самое важное дело в жизни. Ужасно будет опоздать в создании добра!
Добро окрыляет вдохновением, объединяет людей бескорыстным единением. (159 слов)
По И. Шаховскому
IV. Повторное чтение
V. Написание текста изложения
VI. Дополнительное задание
Грамматическое задание к контрольному изложению «Торопись делать добро»
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Выпишите из текста три слова разных самостоятельных частей речи. Подберите к ним синонимы, запишите их в парах.
Вариант 1: первая половина текста.
Вариант 2: вторая половина текста.
3. Выпишите из текста два словосочетания, выполните их синтаксический разбор.
Вариант 1: согласование, управление (из первой половины текста).
Вариант 2: согласование, примыкание (из второй половины текста).
4. Выпишите из текста простое предложение, осложнённое однородными членами. Выполните синтаксический разбор предложения.
Вариант 1: первая половина текста.
Вариант 2: вторая половина текста.
VII. Домашнее задание.
Повторить § 33-34.
Текст из сборника «Русский язык. Изложения с дополнительными заданиями. 8—9 классы». – Минск, Аверсэв, 2018. – с. 56.