Контроль и оценка развития учащихся 1 класса
1. Основными показателями развития учащихся 1 класса являются:
учебно-познавательный интерес;
самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
основы самостоятельности;
способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи
сформированность УУД
2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.
4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 класса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.
5. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
«портфолио» ученика.
6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
7. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей.
9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
.10. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
11. По каждому предмету учителем составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
12. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки не выставляются.
13. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету и возможно индивидуально каждым учителем в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. (См. Приложения 1,2,3,4).
14. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Возможно отображение уровня усвояемости цветом:
зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)
синим - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)
красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)
В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.
15.Учителем заполняется следующая документация:
Сводный лист достижений по каждому предмету(см.Приложение 1),
Индивидуальный лист достижений на каждого учащегося, в котором фиксируются результаты учащихся при проведении итогового контроля в начале года, полугодия и в конце года (см .Приложение 2),
Технологическая карта личностных и метапредметных успехов с динамикой на 4 года обучения(см.Приложение3).
Карта успеха, в которой фиксируются индивидуальные особенности каждого учащегося по итогам выполнения работы. (см. Приложение 4)
Приложение 1
Сводный лист достижений учащихся (письмо).
Список класса | Отслежи-ваемый материал | Напи-сание элемен-тов | Аккурат-ность | Написание слов | Аккурат-ность | Написание предложений | Списы-вание | Аккурат-ность | Уровень |
| | | | | | | | | |
Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала
Приложение 2
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ученика (цы)__________ класса
на _______________ учебный год
Учебные предметы | Период обучения |
| Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие |
Чтение: осознанность | | | |
правильность | | | |
выразительность | | | |
темп чтения | | | |
Русский язык: каллиграфия | | | |
орфография | | | |
развитие устной речи | | | |
Математика: устный счет | | | |
письменные вычислительные навыки | | | |
решение задач | | | |
логические задачи | | | |
геометрический материал | | | |
Окружающий мир: умение наблюдать | | | |
умение устанавливать причинно-следственные связи | | | |
умение применять полученные знания на практике | | | |
Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности | | | |
умение планировать предстоящую деятельность | | | |
умение осуществлять запланированные действия | | | |
умение контролировать ход и результаты деятельности | | | |
умение оценивать ход и результат | | | |
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания | | | |
отношение к учению | | | |
отношение к труду | | | |
отношение к людям | | | |
Уровни: высокий – зеленый цвет; средний -синий цвет; низкий – красный цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы) _________ класса
_______________________________(фио)
№ | КРИТЕРИИ | 1 – й класс |
полугодие | конец года |
1 | Отношение к учебе в целом: положительное | | |
| безразличное | | |
| негативное | | |
2 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | | |
| инициативное | | |
| регулярное | | |
| частое | | |
| редкое | | |
3 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | | |
| редко | | |
| почти никогда | | |
4 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен | | |
| нуждается в помощи и сопровождении | | |
| самостоятельность проявляется редко | | |
| уклоняется от ответственности | | |
5 | Внимание: отличное | | |
| среднее | | |
| легко отвлекается | | |
6 | Память: отличная | | |
| средняя | | |
| долговременная | | |
| кратковременная | | |
7 | Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества | | |
| воспроизводит знания полностью | | |
| воспроизводит знания неполностью | | |
8 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | | |
| готов к уроку с напоминанием | | |
| не готов к уроку | | |
9 | Оформление работ: по всем требованиям | | |
| частично нарушены требования | | |
| без выполнения требований | | |
| красиво | | |
| аккуратно | | |
| грязно | | |
10 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы | | |
| опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы | | |
| соответствует темпу урока | | |
| отстает от темпа урока | | |
11 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы | | |
| формулирует цель с помощью учителя | | |
| не умеет формулировать цель учебной работы | | |
12 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда | | |
| иногда | | |
| никогда | | |
13 | Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное | | |
| безразличное | | |
| негативное | | |
14 | Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное | | |
| хорошее | | |
| удовлетворительное | | |
| плохое | | |
15 | Учебные навыки освоены: отлично | | |
| хорошо | | |
| удовлетворительно | | |
| плохо | | |
Подпись педагога | | |
Приложение 4
Карта успеха учащегося 1 класса
по русскому языку
(ФИО)_________________________________
Вид работы /дата | Списывание | Диктант | Словарный диктант | Сочинение по картине |
Кол-во ошибок в работе | | | | |
Динамика работы | | | | |
большая буква в начале предложения | | | | |
большая буква в именах собств | | | | |
пропуск, замена, перестановка букв | | | | |
знаки препинания | | | | |
безударная гласная… | | | | |
жи- ши, ча-ща, чу-щу | | | | |
звонкие и глухие согласные | | | | |
ь в конце и середине слова | | | | |
слова из словаря | | | | |
Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по предмету.