Контроль на уроке немецкого языка.
На уроке немецкого языка очень важно обеспечивать комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, так как контроль даёт возможность определять степень владения навыками. Контролирую как знания, получаемые в процессе обучения, так и навыки и умения употребления языкового материала. На своих уроках провожу как текущий, так и итоговый контроль.
Текущий контроль лексического материала провожу регулярно, чтобы определить степень владения. Например, Учащимся предлагаю со слуха материал. Единицей проверки могут быть слова, словосочетания, предложения и т.п. Материал предлагаю один раз с паузами, чтобы учащиеся смогли записать перевод на русском языке.
Текущий контроль грамматических знаний осуществляю регулярно по мере прохождения определённого грамматического материала. Здесь я осуществляю следующие виды заданий. Это выбор правильного варианта, заполнения пропусков в предложениях, трансформация предложенных образцов и т.п.
Контроль аудирования провожу раз в неделю. Учащиеся слушают текст, построенный на базе изученного лексического и грамматического материала один раз и выполняют следующие задания. Это – ответы на вопросы, краткое изложение содержания на русском языке или даётся им задание завершить рассказ и т.п. Например: В 3 классе учащиеся должны были слушать текст и сказать:
Peter hat Geburtstag. Er ist 9 Jahre alt. Viele Freunde sind da. Karl gratuliert Peter zum Geburtstag und schenkt ihm ein Buch. Monika schenkt Peter einen Ball. Sie sagt: “Das ist fur dich, Peter. Viel Gluck!” Peter hat viele Geschenke: ein Buch, einen Ball, einen Hund. Auf dem Tisch sind Cola, Schokolade, Limonade, Torte. Die Kinder spielen, tanzen, singen. Sie sind lustig.
1)Wie alt ist Peter? - Сколько лет Петеру?
2)Wie heissen seine Freunde? - Какзовутегодрузей?
3)Was schenken sie ihm? - Что они дарят ему?
При контроле навыков чтения основной акцент делаю на ознакомительном и просмотровом чтении. Тект для контроля составляю на пройденном языковом материале. Выбираю тексты таким образом, чтобы незнакомая лексика составляла небольшой процент и не осложнял его понимание. Учащиеся получают текст на определённое время, а затем выполняют задание, которое провожу в виде ответов на предлагаемые вопросы, поиск русских эквивалентов в немецком тексте, выбора правильного суждения из нескольких указанных, составления плана рассказа, перевод отдельных фраз из текста и т.д. Приведу пример из 4 класса из темы «Что нового в школе?» Учащиеся должны были прочитать текст и выполнить все нижеуказанные задания.
Прочитайте текст.
Unsere Schule ist modern und schön, aber nicht besonders gross. In der Schule sind viele Klassenzimmer.
Die Schule hat eineSpeisehalle, eine Turnhalle, ein Lehrerzimmer und eine große Bibliothek. In unserer Bibliothek sind viele Bücher, alte und neue .
Alle Schüler gehen in die Schulbibliothek, um Bücher zu nehmen.
Auch unsere Lehrer kommen in die Bibliothek, um Bücher zu nehmen.
Unsere Bibliothekarin heisst Swetlana Alexandrowna. Sie ist eine sehr gute Bibliothekarin. Sie kennt alle Bücher in der Bibliothek. Sie kennt auch alle Schüler.
Задания к тексту:
1. Определите заголовок к тексту:
a)DieTurnhalle.b)Der Schulhof.c)Die Schulbibliothek.
2. Ответьте на вопросы к тексту:
Wie ist die Schule?
Wohin gehen alle Schüler?
Wozu gehen die Lehrer und die Kinder in die Bibliothek?
Wer kennt alle Schüler?
3. Определите, соответствует предложение содержанию текста или нет.(+/ –)
Unsere Schule ist schön und klein.
In der Schule sind vier Klassenzimmer.
In der Bibliothek sind nur alte Bücher.
Unsere Bibliothekarin kennt alle Schüler.
4. Переведите выделенное предложение из текста.
5. Найдите в тексте предложения на немецком языке, соответствующие предложениям на русском языке и выпишите их.
Все ученики ходят в школьную библиотеку, чтобы брать книги.
Она знает также всех учеников.
Контроль навыка письменной речи провожу главным образом в письменных домашних заданиях. Например: «Напишите пожалуйста, о ваших планах на будущее» или «Напишите подробно, как вы провели ваши каникулы», « Напишите письмо вашему другу» и т.п.
Таким образом, контроль позволяет устанавливать степень владения учащимися всеми речевыми навыками, а также выявлять отставание отдельных учащихся.