Контроль на уроках русского языка
Каждый педагог, независимо от предмета преподавания, знает, что постоянный контроль на уроке — это один из главных элементов в системе урока, т. к. он является резервом повышения качества обучения.
В практике работы школы утвердились различные приёмы и методы проверки результатов учебной деятельности школьников. Независимо от их видов все они должны реализовывать основные принципы контроля:
систематичность, целенаправленность, объективность.
В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. В этот период обучающийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с преподавателем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.
Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела. Задача такого контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы, тестирование. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или дифференцированные задания.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного оформления, степень закрепления в памяти.
При фронтальном устном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Большое внимание на своих уроках я уделяю внимание контролю за формированием связной речи. На этапе текущего контроля использую следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант.
Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются: 1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка; 3) умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками.
В последнее время в практику преподавания активно внедряется более объективная форма контроля - тестирование. Тестовый контроль является сравнительно новым методом проверки результатов обучения.
Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.
Преподаватели неоднозначно относятся к тестированию: одни являются активными сторонниками этого метода, повсеместно внедряют его и используют, а другие – не приемлят тесты, считая их недостойным инструментом контроля.
Тесты могут быть различными: одновариантыми, мнроговариантными, альтернативными. Также существуют тестовые задания свободного характера («впиши ответ»),с конструированием, Задания на восстановление соответствия, графические тестовые задания.
Таким образом, мы видим, что существует немалое количество форм контроля. Их можно объединить в табл.
РАФТ развивает:
- способность рассматривать тему с разных точек зрения;
- навыки письменной речи.
Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога. На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:
1. При письменной работе на уроке:
а) Словарно-орфографическая работа. Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.
б) Словарный диктант «Проверь себя». Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее выбранные слова, словосочетания или предложения написаны на доске/слайде учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель (выборочно или у каждого учащегося).
в) Графический диктант. Например, при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы. При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно.
2. При устной работе на уроке:
а) Работа по плану. На доске записывается план ответа, составленный преподавателем или учащимися под руководством преподавателя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал. Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.
3. При письменной и устной работе на уроке:
а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера. Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме.
б) Обучение самоанализу. Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей. На первых уроках я раздаю памятку «План анализа ответа», которой и пользуемся во время анализа ответа (пример «Памятки» прилагается). Все эти формы работы я использую на уроке. И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера.