Контрольная работа № 3
Часть 1
1. Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно-видовой
3. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
: бактерии, зерна пшеницы, мышь−полёвка, уж, сокол−сапсан
Пищевая цепь
4. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.
5. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

6. Найдите ошибку в изображении потока вещества и энергии в цепи питания и укажите соответствующую ей букву.

7. Рассмотрите схему цепи питания.

Ответ | Автотроф | Гетеротроф | Консумент 1-го порядка | Консумент 2-го порядка |
1 | Нет | Да | Да | Нет |
2 | Да | Нет | Нет | Да |
3 | Нет | Да | Нет | Да |
4 | Да | Нет | Да | Нет |
Какие определения подходят зайцу? Выберите верный номер строки.
Часть 2
8. Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.
2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.
3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.
4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.
5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.
6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.
Часть 3
9. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

10. Решите генетическую задачу.
Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).
Структура контрольной работы
Предмет: биология
Класс: 9
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Контрольная работа состоит из 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 7 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.
Задания 1-7 оцениваются одним баллом.
Часть 2 содержит 1 задание. Задание части 2 оценивается от 0 до 2 баллов и представляет собой заполнение пропусков в тексте. За ответ на задание выставляется 1балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
Часть 3 содержит 2 задания на решение генетических задач.
Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за работу – 15 баллов.
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл | 0 - 4 | 5 - 9 | 10 - 12 | 13-15 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
План контрольной работы
Обозначения задания в варианте | КЭС (код) | Проверяемые элементы содержания (текст) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
Часть 1 |
1 | 1.2.1 | наследственность и изменчивость | Базовый | 1 | 1,5 |
2 | 5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Базовый | 1 | 1,5 |
3 | 5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Базовый | 1 | 1,5 |
4 | 5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Базовый | 1 | 1,5 |
5 | 5.2 | наследственность и изменчивость | Базовый | 1 | 1,5 |
6 | 5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Базовый | 1 | 1,5 |
7 | 5.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Базовый | 1 | 1,5 |
Часть 2 |
8 | 5.1 | Популяция | Повышенный | 2 | 5 |
Часть 3 |
9 | 1.2.1 | наследственность и изменчивость | Повышенный | 3 | 10 |
10 | 1.2.1 | наследственность и изменчивость | Повышенный | 3 | 10 |
Ключи к ответам
Часть 1
№ | Ответ |
1 | комбинативная |
2 | 4 |
3 | Зерна пшеницы-мышь-полевка-уж-сокол- сапсан-бактерии |
4 | 100кДж |
5 | Селекция ( или искусственный отбор) |
6 | в |
7 | 1 |
Часть 2
8.136
Часть 3
9.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Доминантная окраска кроликов темная, шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков). 2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb; 3) генотипы потомства первого поколения: AаBb. 4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.
| |
Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
10.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от каждого родителя по одному из них, т. е. 2) мама была гетерозиготной по двум признакам, 3) ее генотип: АаВв. | |
Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |