СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Организменный и экосистемный уровни организации жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содержит спецификацию работы и критерии оценивания

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Организменный и экосистемный уровни организации жизни"»

Контрольная работа № 3

Часть 1

1. Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.




2. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

 

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой





3.  Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

: бактерии, зерна пшеницы, мышь−полёвка, уж, сокол−сапсан

 

Пищевая цепь

 



4. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

5. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?





6. Найдите ошибку в изображении потока вещества и энергии в цепи питания и укажите соответствующую ей букву.



7. Рассмотрите схему цепи питания.

 

Ответ

Автотроф

Гетеротроф

Консумент 1-го порядка

Консумент 2-го порядка

1

Нет

Да

Да

Нет

2

Да

Нет

Нет

Да

3

Нет

Да

Нет

Да

4

Да

Нет

Да

Нет

 

Какие определения подходят зайцу? Выберите верный номер строки.



Часть 2

8. Известно, что лось — это круп­ное растительноядное млекопитающее, оби­та­ю­щее в лес­ной зоне Евра­зии и Се­вер­ной Америки. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

  1) Лось, или сохатый, самый круп­ный вид оленей, так как весит до 600 кг, вы­со­та в холке 2,3 метра, а длина тела со­став­ля­ет 3 метра.

2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с ши­ро­ки­ми копытами, поз­во­ля­ю­щи­ми передвигаться по снегу и болотам.

3) Обитает в зоне та­еж­ных и сме­шан­ных лесов Евра­зии и Се­вер­ной Америки.

4) В За­пад­ной Европе ис­треб­лен в Сред­ние века, а в нашей стра­не в се­ре­ди­не XX века про­во­ди­лись работы по одо­маш­ни­ва­нию лосей.

5) Рога име­ют­ся только у сам­цов и от­па­да­ют в декабре, а в ап­ре­ле и мае на­чи­на­ют расти новые.

6) Зимой пи­та­ет­ся побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.



Часть 3



9. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.



10. Решите генетическую задачу.

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).




Структура контрольной работы

Предмет: биология

Класс: 9

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Контрольная работа состоит из 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 7 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

Задания 1-7 оцениваются одним баллом.

Часть 2 содержит 1 задание. Задание части 2 оценивается от 0 до 2 баллов и представляет собой заполнение пропусков в тексте. За ответ на задание выставляется 1балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

Часть 3 содержит 2 задания на решение генетических задач.

Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальный первичный балл за работу – 15 баллов.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале

Первичный балл

0 - 4

5 - 9

10 - 12

13-15

Отметка

2

3

4

5

План контрольной работы

Обозначения задания в варианте

КЭС (код)

Проверяемые элементы содержания (текст)

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин)

Часть 1

1

1.2.1

наследственность и изменчивость

Базовый

1

1,5

2

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания.

Базовый

1

1,5

3

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания.

Базовый

1

1,5

4

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания.

Базовый

1

1,5

5

5.2

наследственность и изменчивость

Базовый

1

1,5

6

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания.

Базовый

1

1,5

7

5.2

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания.

Базовый

1

1,5

Часть 2

8

5.1

Популяция

Повышенный

2

5

Часть 3

9

1.2.1


наследственность и изменчивость

Повышенный

3

10

10

1.2.1

наследственность и изменчивость

Повышенный

3

10





Ключи к ответам

Часть 1

Ответ

1

комбинативная

2

4

3

Зерна пшеницы-мышь-полевка-уж-сокол- сапсан-бактерии

4

100кДж

5

Селекция ( или искусственный отбор)

6

в

7

1



Часть 2

8.136

Часть 3

9.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


1) До­ми­нант­ная окрас­ка кро­ли­ков тем­ная, шерсть мох­на­тая (т. к. в пер­вом по­ко­ле­нии не про­изо­шло рас­щеп­ле­ния при­зна­ков).

2) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: AАBВ, ааbb;

3) ге­но­ти­пы потом­ства пер­во­го по­ко­ле­ния: AаBb.

4) Во вто­ром по­ко­ле­нии про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го рас­щеп­ле­ния.





Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя все названные выше элементы, но
содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



10.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


1) Так как у их ре­бен­ка про­яви­лись ре­цес­сив­ные гены по обоим при­зна­кам, он по­лу­чил от каж­до­го ро­ди­те­ля по од­но­му из них, т. е.

2) мама была ге­те­ро­зи­гот­ной по двум при­зна­кам,

3) ее ге­но­тип: АаВв.




Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя все названные выше элементы, но
содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3